|
|
|
Глава 1. Эпоха открытий и перемен (Европа. Конец XV — середина XVII века)
§ 6. Судьба европейской цивилизации (окончание)
Однако сами эти традиции менялись. Уходили в прошлое рыцарские правила чести и преданности. Жажда наживы увлекала всё большее число людей. Мыслители того времени пытались представить, какими должны быть отношения человека, общества и государства. Новая картина мира и новое ощущение мира Выдели в тексте факты, которые доказывают, что в культуре Западной Европы в XVI—XVII вв. разрушались черты аграрного общества.
Благодаря трудам гуманистов эпохи Возрождения в XVI веке в Европе появляется всё больше печатных книг, отвечающих не на религиозные, а на практические вопросы: математические расчёты в архитектуре, приёмы добычи руды, способы изготовления лекарств и красок. Многие их авторы всё ещё считались в обществе «магами», «чародеями» и «чернокнижниками». Да и некоторые из них, подобно средневековым алхимикам, действительно пытались найти способы превращать свинец в золото. Однако в результате усилий самых разных европейских учёных накапливались опыт и наблюдения, находились решения загадок природы. Возникло желание «вырвать мир из власти суеверий». С университетских кафедр зазвучали девизы Нового времени. Французский математик и философ Рене Декарт (1596—1650) заявил: «Я мыслю — значит, я существую!» Английский естествоиспытатель Френсис Бэкон утверждал: «Цель общества — познание всех вещей и расширение власти человека над природой»; «Знание — сила».
Руководствуясь этими смелыми заявлениями, люди стали опровергать средневековые предрассудки. Врачи установили, что для заживления ран их лучше не прижигать огнём, а перевязывать бинтами. С помощью анатомических опытов было доказано, что движение крови по организму происходит в результате сокращения сердечной мышцы. Были сконструированы первые микроскопы, термометры, барометры, карманные часы. Из средневековой философии постепенно выделялись науки Нового времени — физика, математика, биология и другие. Но самое поразительное открытие было совершено в астрономии ещё на заре Нового времени. Когда корабли Колумба впервые достигли берегов Америки, в Польше, в Краковском университете, наблюдал за солнечным затмением молодой студент — сын богатого купца Николай Коперник (1473—1543). Став доктором церковного права, он был назначен смотрителем главного собора в пограничном польском городке Фромберг. На одной из крепостных башен Коперник устроил обсерваторию и для наблюдения за небесными светилами сам изготовил из дерева различные инструменты, описанные древними авторами. Как и все средневековые астрономы, он старался сначала рассчитать движения планет исходя из того, что «Земля — центр Вселенной, а все светила вращаются вокруг неё». Подобно другим, Коперник отметил многие необъяснимые в рамках этой теории явления, например: почему движение планет описывает на земном небе не круги, а петли? Перечитав заново доступные ему античные труды, Коперник с удивлением обнаружил: некоторые древние учёные допускали, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца! Произведя новые математические расчёты, учёный обнаружил, что в этом случае многие необъяснимые раньше явления легко объясняются! Новую теорию строения мира Коперник описал в огромном труде «О вращении небесных тел...». Учёный долго сомневался, стоит ли его публиковать. Ведь люди уже много веков убеждены, что Земля располагается в центре Вселенной. В их сознании это неотрывно от мысли, что человечество — главное творение Господа Бога. Лишь в конце жизни друзья преподнесли Копернику издание его книги.
Христианские церкви запретили её, однако число сторонников новой концепции неуклонно росло. Итальянец Джордано Бруно (1548—1600) дополнил теорию Коперника идеей о бесконечности Вселенной и множественности обитаемых планет. За это, а также за «занятие чёрной магией» он был признан еретиком и сожжён в Риме на площади Цветов. Итальянский учёный Галилео Галилей (1564—1642) сконструировал первый телескоп, с помощью которого сумел наглядно подтвердить открытия Коперника. Галилей описал эти доказательства в книге, за что уже в 70-летнем возрасте был призван на суд инквизиции. Под угрозой пыток и сожжения на костре Галилей отрёкся от идеи вращения Земли. Позже люди сложили легенду о том, что, поднимаясь с колен после отречения, измученный старец сказал: «А всё-таки она вертится!»
Открытия вроде теории Коперника, «остановившей Солнце и сдвинувшей Землю», привели в движение все европейские умы. Идеал гармонии эпохи Возрождения казался уже недостижимым. К XVII веку европейцами правили страсти: погоня за прибылью, религиозные и политические распри, научные споры. Всё это отразилось в ощущении мира художниками, архитекторами и скульпторами. Отныне они пытаются проникнуть в сущность всех вещей, отразить их изменения и противоречия. Так на рубеже XVI-XVII веков родился новый художественный стиль — барокко (от итал. barocco — «странный», «причудливый»).
В музыке барокко сплетаются контрастные мотивы: пение птиц, раскаты летнего грома, шум дождя, вой зимнего ветра. В живописи — реальность и иллюзии. Барокко часто связывают с Контрреформацией — с помощью яркого искусства католические священники старались вновь завладеть чувствами и мыслями верующих. В Южных Нидерландах в стиле барокко работал художник-католик Рубенс (1577—1640). В противовес ему в Северных Нидерландах в работах протестанта Рембрандта (1606—1669) проявились черты нового стиля — реализма (от лат. realis — «действительный; вещественный»).
Формулирование вывода и сравнение его с авторским
Ключевые слова: западная цивилизация, капиталистические отношения (капиталисты и наёмные рабочие), мануфактуры, научная картина мира, Н. Коперник, барокко. Применение знаний С помощью конкретных фактов докажи, что в Западной Европе в XVI—XVII вв. католическая цивилизация преобразовывалась в западную цивилизацию Нового времени.
|
|
|