|
|
|
Глава 3. Московское государство
§ 22. Особенности перехода России к Новому времениДавайте вспомним Что мы понимаем под Новым временем и когда начался переход к нему в Западной Европе Попробуйте Сравнить особенности перехода к Новому времени в России и Западной Европе Когда Россия вступила в Новое времяВопрос о времени перехода России к Новому времени носит дискуссионный характер. В историографии называли в связи с этим и XVII, и XVIII, и XIX вв. Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, чем отличается Новое время от Средневековья. В экономике стран Западной Европы переход к Новому времени был связан с развитием капитализма, ростом городов, Великими географическими открытиями и колонизацией огромных территорий. В общественно-политической жизни этот переход был связан с зарождением и началом реализации идей правового государства и гражданского общества, усложнением социальной структуры общества. В духовно-нравственной сфере начало Нового времени ознаменовалась Реформацией, формированием новой этики и эпохой Возрождения. Все эти перемены не могли не коснуться и России. Но здесь они носили черты своеобразия и были значительно сдвинуты во времени. Можно считать, что в XVII в. в России не только наметились тенденции, но и сложились предпосылки для перехода к Новому времени. В каких-то отдельных областях этот переход и начался. Однако в основных своих чертах он произошёл лишь в XVIII в. В экономике России 20—30-е годы XVII в. были периодом восстановления хозяйства после Смуты. Дальнейший период был связан с новыми явлениями в экономическом развитии: формированием центра производства товарного хлеба в Черноземье и Среднем Поволжье; народной земледельческой колонизацией огромных просторов Сибири; формированием мелкотоварного ремесленного производства (первыми приобрели эти черты солеварение на Севере и железоделательное производство в Тульско-Каширском районе); хозяйственной специализацией различных районов страны; появлением первых крупных предприятий, основанных на разделении труда (мануфактур); формированием тесных хозяйственных связей между районами страны (всероссийского рынка). В социальной сфере на протяжении XVII в. происходило усложнение структуры общества; также произошло окончательное оформление крепостного права. Наряду с боярством серьёзные позиции во властных структурах и в экономике страны занимало дворянство. Помимо титулованных дворян, к этой категории относились также «древние» дворяне (сохранившие дворянство со времён Ивана Грозного), пожалованные царём, приобретшие дворянство военной и гражданской службой (особенно в петровское время) и перешедшие в российское подданство. Большое значение имело окончательное стирание различий между боярской вотчиной и дворянским поместьем (указ Петра I 1714 г.). Именно при Петре I боярство и дворянство слились в одно сословие. Однако как свободное сословие дворянство окончательно оформилось лишь во второй половине XVIII в. К этому времени оно приобрело все основные признаки сословия: 1) его права были закреплены в законе; 2) эти права были наследственными и безусловными; 3) сложилась сословная организация в виде уездных и губернских дворянских собраний; 4) сформировался сословный менталитет; 5) имелись внешние признаки сословной принадлежности к дворянству. Вторым свободным сословием к концу XVIII в. стало духовенство. Значительно выросла его численность. Если в конце XVII в. чёрного и белого духовенства насчитывалось около 40 тыс. человек (с семьями), то к концу Петровской эпохи его численность была уже 140 тыс., а к концу XVIII в. — 216 тыс. Третьим было городское сословие. Его представителей по-разному называли в течение XVII—XIX вв.: посадские люди, граждане, купцы, городские обыватели и т, п, В отличие от крестьян все его категории были свободны, но имели различный уровень прав (привилегий). К середине XVII в. горожане приобрели основные признаки сословия: свой статус они передавали по наследству, имели собственную корпоративную организацию (самоуправляющуюся городскую общину), могли участвовать в представительном учреждении (Земском соборе), постепенно складывался их сословный менталитет. Под непосредственным давлением посадского населения городов в Соборном уложении 1649 г. были закреплены его права и обязанности. В XVIII в. процесс формирования городского сословия в России был завершён. Его статус был закреплён Жалованной грамотой городам 1785 г.
В период реформ 60—70-х гг. XIX в. и под их воздействием распад единого прежде городского сословия усилился. Судебная реформа 1864 г. упразднила сословные суды и заменила их всесословными. Городовое положение 1870 г. превратило во всесословное городское самоуправление. Военная реформа заменила рекрутскую повинность всесословной воинской обязанностью. Отмена подушной подати и круговой поруки для мещан в 1860-е гг. разрушила сословную городскую общину. Таким образом, городское сословие существовало в России непродолжительное время — меньше ста лет. Оно не сумело унаследовать достаточных традиций и опыта предшествующих поколений. Это сказалось на том, что процесс формирования буржуазии в российских городах шёл трудно и медленно, а сама буржуазия была слабой и нерешительной. Российское крестьянство так и не стало в полной мере сословием российского общества. Статус различных его частей был всегда неоднородным. Оно подразделялось на несколько разрядов: 1) государственные крестьяне (казённые, до 1866 г.); 2) помещичьи крестьяне (до 1861 г.); 3) дворцовые крестьяне (удельные, до 1863 г.); 4) церковные крестьяне (монастырские, до 1764 г.); 5) экономические крестьяне (1764—1811); 6) посессионные крестьяне (мануфактурные, до 1861 г.). Крестьянство приобрело в течение XVII—XIX вв. существенные признаки сословия: 1) его статус был наследственным; 2) оно было объединено в самоуправляющиеся сельские корпорации-общины; 3) сформировался устойчивый, отличавший его от других сословий менталитет; 4) оно имело внешние признаки сословия. Однако крестьянство не имело других важных черт сословия: 1) обладало минимумом прав; 2) не имело сословных привилегий; 3) его права и обязанности были зафиксированы в законодательстве лишь в 1832 г.; 4) его большая часть не имела возможности участвовать в работе представительных органов. Всё это говорит о том, что крестьянство не являлось в полной мере сословием российского общества.
Таким образом, затянувшийся в России надолго и проходивший со значительным опозданием (в сравнении с Западной Европой) процесс формирования сословной организации общества привёл к тому, что не во всех своих проявлениях он был завершён. В пореформенный период (после 1861 г.) в рамках каждого сословия происходило стремительное сближение внутрисословных групп. Это свидетельствовало о том, что под влиянием реформ 1860—1870-х гг. в России начался процесс перехода от сословного общества к классовому, что в полной мере отражало направление развития западноевропейского общества. К 1917 г. все сословия практически утратили свои специфические сословные права и превратились в классы. Наличие в России сословий с разными, порой сталкивающимися интересами, с огромными имущественными различиями как между ними, так и внутри их значительно затрудняло формирование среднего класса, гражданского общества и единой российской нации с единой культурой, единой системой идейно-нравственных ценностей и единым законодательством. Россия и Западная ЕвропаВзаимосвязь и взаимодействие России и Западной Европы имели место и давали позитивные результаты на протяжении всей истории нашей страны. Интерес к Западу, его образу жизни, специфике политического и общественного устройства, стремление развивать отношения с ним проявляли Иван III, а затем Василий III, в ещё большей степени Иван IV Грозный и Борис Годунов. Василий III согласен был даже обсуждать перспективы объединения католической и православной церкви. К концу XVI — началу XVII в. только в Москве проживало около тысячи лютеран и кальвинистов, были построены католические, лютеранские и кальвинистские церкви, действовали небольшие колонии западных дипломатов и торговцев (преимущественно английских и датских). На протяжении XVII—XIX вв. связи России и Западной Европы ещё более укрепились и продолжали развиваться по нарастающей. Это был период наиболее динамичного и продуктивного взаимодействия России с Западом. Воцарение Лжедмитрия I положило начало стремительной и насильственной вестернизации страны, едва не приведшей к смене православной веры и правящей элиты. Во многом именно этот стремительный натиск обусловил и падение самозванца. Влияние Запада на Россию проявилось даже в списке претендентов на царский престол в Москве — русские выдвиженцы были первоначально не первыми в нём. На первых позициях стояли польский королевич Владислав и шведский принц Карл-Филипп. Значительная часть бояр была готова выбрать западную династию для обеспечения тесного союза России с Западом. Страна оказалась близка к потере своей свободы и национальной идентичности. Бесчинства, творимые представителями Западной Европы на территории России, кровопролитная борьба с польским и шведским военным нашествием в начале XVII в. привели к усилению враждебного отношения к Западу. На десятки лет в России возобладали изоляционистские настроения. Однако связи с Западной Европой не прервались и сразу после Смутного времени. Они активно развивались в военной сфере и торговле. Русская армия современного для XVII в. образца была сформирована с помощью иностранных специалистов. Первые мануфактуры в стране создал голландский купец А.Д. Виниус. Серьёзное западное влияние (в основном на уровне культуры и быта) было связано с присоединением Левобережной Украины к России. Изучение иностранных языков, знакомство с европейской литературой и наукой положили начало формированию в России плеяды ориентированных на Запад государственных деятелей, во главе которых стояли все российские монархи, начиная с Петра I Великого.
|
|
|