|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 34. Культура России XVIII в. Материалы для семинара (окончание)6. ОбразованиеИз работы Н.А. Баклановой «Школа и просвещение в первой четверти XVIII века» Школа в первой четверти XVIII в. приобрела более светский характер, чем в предшествующий период. Школьное дело и программа обучения в это время были приспособлены к решению очередных задач, вставших перед государством. Обмирщение школы в известной мере отражало происшедшие изменения в положении церкви, когда последняя окончательно была подчинена светской власти и руководство просвещением стало осуществлять само государство. Важной отличительной особенностью постановки школьного дела этого времени в России является расширение самой сети школ, появление новых учебных заведений. Реорганизация школьного дела являлась составной частью всего комплекса мер, направленных на преодоление отсталости России. Развитие промышленности и сооружение каналов, строительство регулярной армии и флота, создание бюрократического аппарата государства требовали многочисленных и хорошо подготовленных специалистов: кораблестроителей и офицеров, инженеров и чиновников, мореплавателей, картографов и др. Подготавливаемые кадры специалистов разнообразной квалификации должны были занять командные должности в аппарате дворянского государства. Естественно поэтому стремление правительства поднять культурный уровень дворянства, привить его представителям навыки, необходимые для руководства делами промышленности и сельского хозяйства, государственными учреждениями, флотом и т. д. Создание первых школ было связано с подготовкой специалистов той отрасли знаний, практическая необходимость в которой стала остро ощущаться только в первой четверти XVIII в. и относилась к мореплаванию и кораблестроению... Из работы Г.В. Вернадского «Русская история» В 1782 году была создана Комиссия по учреждению училищ. Комиссия под руководством Янковича де Мириево, сербского педагога, доставленного из Австрии, выработала план развития в России общественного обучения. В основных городах должны были быть открыты школы, в маленьких городах — начальные школы. Из-за недостатка денежных средств программа была осуществлена лишь частично. К 1800 году в России было 315 школ, в которых насчитывалось 20 000 учеников, по большей части они были детьми купцов и ремесленников... Из работы В.М. Соловьёва «Русская культура с древнейших времён до наших дней» Кроме русской словесности и иностранных языков, девочкам в Смольном институте преподавали арифметику, географию, историю, основы стихосложения, рисование, музыку. Их обучали танцам, приобщали к ведению домашнего хозяйства. Всячески приветствовались подобающие благородным особам скромность, чистота помыслов, целомудрие, доброта. Они узнавали немало интересного и полезного, но всё же способности к наукам ценились в Смольном гораздо меньше, чем христианское благочестие, смирение и кротость. Однако, оказавшись за стенами института, девушки вдруг понимали, что полученные знания и навыки им некуда применить. Уж слишком не приспособлены к жизни и изнеженны были смольнянки. И всё-таки Смольный и другие воспитательные и просветительские учреждения отличались от прежних — в первую очередь тем, что в них не было места тумакам, затрещинам, грубым окрикам. И.И. Бецкой твёрдо стоял на том, что «бить детей, грозить им и бранить, хотя и причины к тому бывают, есть существенное зло». Вслед за Смольным были открыты другие институты благородных девиц: столичный (1789) и московский (1802) Екатерининский, Павловский (1807) и Патриотический (1813) в Петербурге. Из работы П.Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры» Открытый в 1755 году Московский университет имел при себе две гимназии; одну — для дворян, другую — для разночинцев. Соответственно этому дворянскому составу учащихся университет должен был удовлетворять зараз двум целям, которым в Петербурге служили два разных типа учебных заведений: шляхетские и академические. Учение зачиталось здесь в военную службу; гимназист, становясь студентом, получал шпагу и с ней дворянство; кончая университет, студент выходил из него в обер-офицерским чине. В гимназии дворянский сын не соприкасался с детьми из «подлого звания». Последних учили искусствам, музыке, пению, живописи, техническим знаниям; из гимназии их предполагалось переводить в академию художеств, скоро отделённую от университета. Напротив, в дворянской гимназии главное внимание обращено было на науки, пристойные шляхетству, и особенно на иностранные языки. Все эти уступки привилегированному сословию имели последствием то, что общеобразовательная школа скоро привлекла в свои стены детей самых родовитых дворянских фамилий...
7. МузыкаИз работы С.М. Соловьёва «История России с древнейших времен» Восемнадцатый век имеет значение переходного периода в истории нашей музыки. В допетровской Руси, скованной невежеством, предрассудками, тяжёлым и косным общественным и государственным строем, не было места внутренней свободе художественного развития. Все почти семена (кроме элементов нашей церковной музыки, заимствованных извне, но получивших своеобразное развитие на нашей почве), попадавшие к нам и на Запад, имели здесь и там разную судьбу... В царствование Петра I и его ближайших преемников музыка продолжает служить такой же «потехой» двора и высшего общества, как и при Алексее Михайловиче. Для Петра музыка была только средством внесения в общественную жизнь большего блеска, оживления и разнообразия. Балы, ассамблеи, парады, шутовские и торжественные процессии сопровождались звуками музыки, которая сводилась на степень внешнего, шумного аксессуара. Сам Пётр обнаруживал вкус только к церковному пению... При Петре II непременной принадлежностью придворных празднеств являлись концерты. При обручении Петра II с княжной Долгорукой, вслед за приездом невесты, был «учинён избранный концерт», после чего явился и государь «при бое на литаврах и игрании на трубах». При Анне Иоанновне в первый раз появилась в России итальянская опера. Событие это относится к 1735 г. (не 1736 и 1737, как ошибочно думали многие исследователи)... Рядом с итальянской оперой мы видим при Анне Иоанновне и народную песню в качестве дворцовой забавы. Фрейлины императрицы набирались из одарённых хорошими голосами девиц и должны были в обычное время находиться в комнате рядом со спальней государыни. Соскучившись, Анна Иоанновна отворяла к ним дверь и приказывала: «ну, девки, пойте!» Пение должно было продолжаться, пока государыня не скажет: «довольно»... В царствование Елизаветы Петровны итальянская опера достигла особого блеска. Оркестр усилен до 80 человек, в труппу приглашены первоклассные певцы; являются и русские певцы... В царствование Елизаветы Петровны впервые появляется и инструментальная музыка, представляющая попытки искусственной обработки русских народных тем и положившая начало тому русско-итальянскому стилю, который мы встречаем много спустя и у собирателей народных песен... Екатерина II «из всех театральных зрелищ более всего жаловала итальянскую оперу-буфф». Немалую долю в этом увлечении «оперой-буфф» надо отнести и на счёт влияния таких придворных «меломанов», как князь Потёмкин, граф Безбородко и др., для которых итальянские примадонны были интересны и с совсем другой, не музыкальной стороны... 8. ЛитератураИз работы И.А. Заичкина, И.Н. Почкаева «Русская история от Екатерины Великой до Александра II» Подъём русской светской литературы начался в петровское время, но вступила она в стадию классицизма во второй четверти XVIII столетия. Её выдающимися представителями наряду с М.В. Ломоносовым были А.Д. Кантемир и В.К. Тре- диаковский... Русская литература второй половины XVIII столетия характеризуется дальнейшим развитием классицизма, а затем и сентиментализма. Русский классицизм в условиях просвещённого абсолютизма был передовым литературным течением, служившим делу национального единства. Его отличительными чертами являлись гражданский пафос, национально-патриотическая тематика, элементы народности и тенденции просветительства. Вопросы и задания1. В чём проявилось формирование новой светской культуры российского общества? Приведите примеры. Согласны ли вы с выводом о том, что «европеизированная культура стала достоянием лишь очень узкого слоя русского общества»? Какие категории населения при Петре Великом стали носителями этой новой культуры? Какие предпосылки, указанные в тексте, связаны с зарождением предпосылок для формирования русской интеллигенции? Как вы понимаете положение о том, что «в екатерининское время шло формирование той культурной среды, которая существовала затем в России вплоть до революции 1917 г., и немалую роль в этом сыграло то обстоятельство, что императрица возвела эту задачу в ранг государственной политики»? Можете ли вы привести примеры из истории России, когда формирование определённой культурной среды было бы главным направлением культурной политики государства? С чьими именами это было связано? Составьте презентацию по любому из затронутых в этом разделе вопросов. 2. Какие особенности развития культуры России в начале XVIII в. вы видите? Чем они были обусловлены? В чём вы видите главное проявление переломного характера тех перемен, которые произошли в российской культуре в Петровскую эпоху? Согласны ли вы с утверждением о «решительном и катастрофичном» характере этого перелома? В чём можно увидеть черты решительности и катастрофичности перемен? В чём вы видите главное направление культурной политики наследников Петра I? Согласны ли вы с выводом В.М. Соловьёва об адаптации западноевропейской культуры к российским традициям при Елизавете Петровне? Приведите конкретные примеры, доказывающие вашу точку зрения. 3. В чём вы видите главную особенность развития архитектуры в России XVIII в.? В чём вы видите черты сходства и различия этого процесса с тем, который происходил в тот период в Западной Европе? В чём вы видите главное предназначение Академии художеств? Г.В. Вернадский отмечает, что основными по своему значению были работы западных мастеров, а «несколько хороших работ русских скульпторов прославились меньше». Согласны ли вы с ним? Чем это можно было бы объяснить? 4. Почему Г.В. Вернадский считает открытие в России Академии наук до того, как в ней появились первые университеты, «непрактичным занятием»? Какую пользу от такого положения видит автор? Почему первыми российскими академиками были иностранцы? Какую роль они сыграли в развитии отечественной науки? Кого из иностранных учёных, работавших в России, вы знаете? Кто был первым русским академиком? Чем он знаменит? Составьте схему, отражающую выдающиеся открытия, имевшие место в русской науке в XVIII в. 5. Первый придворный театр в России появился ещё в XVII в., первый публичный театр — при Петре I. В чём состояло значение открытого усилиями Ф.Г. Волкова тетра в Петербурге? Чем он отличался от ранее создававшихся в России театров? В чём вы видите главные причины появления крепостных театров? Чем они отличались от публичных? 6. В чём состояли причины интереса власти к развитию образования в начале XVIII в.? Чем отличались первые созданные тогда учебные заведения от известных вам сегодня? Кто мог поступать в эти учебные заведения? Чем объясняется открытие университета? Чем он отличался от других учебных заведений? Какие особенности отличали Московский университет от западноевропейских университетов? Для чего был открыт Смольный институт? Какие практические навыки там давались слушательницам? В материалах приведены цифры, характеризующие сеть учебных заведений в стране. Прокомментируйте эти данные. 7. На основе представленных материалов постарайтесь проследить основные этапы развития музыкального искусства в России на протяжении XVIII в. В чём вы видите главную особенность каждого из этих этапов? Какой из них вы считаете наиболее важным с точки зрения перспектив развития отечественной музыкальной культуры того времени? 8. Дайте собственное определение понятий «классицизм», «сентиментализм». Какими историческими обстоятельствами был обусловлен расцвет русского классицизма? На какое время он пришёлся? Кого из русских литераторов вы можете отнести к этому направлению? Кто из них принадлежит к приверженцам сентиментализма? Какие произведения, созданные в рамках первого и второго направлений, вам известны? <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|