|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 35. Европейские идеалы и повседневная жизнь сословий в XVIII в.Давайте вспомним Какие перемены произошли в повседневной жизни основных сословий России в XVII в. Попробуйте Назвать исторические события в XVIII в., которые наиболее серьёзно отразились на изменениях в повседневной жизни царского двора Духовные ценности барокко и классицизмаЭпоха Петра I ознаменовалась широким проникновением в Россию бытовой культуры барокко, которая пышным цветом расцвела к периоду правления Елизаветы Петровны. Двор определял эстетические принципы нового быта: парадность, пышность, декоративность, причудливость, бутафорский и театрализованный характер. В мироощущении барокко бытие понималось как динамичная, изменяющаяся, драматичная субстанция. Слияние иллюзии и реальности было способом осмысления изменчивости и сложности мироздания. И.А. Бунин в своё время заметил: «Мир барокко — мир, в котором нет покоя». Для повседневной жизни барокко были характерны жизнеутверждающий пафос, иррациональные эффекты, искусственность, обман и постоянное движение. Придворная культура в то же время ориентировала на жизненные удовольствия и праздники. Для знати время барокко стало «вечным праздником» с чередой балов, обедов, маскарадов, театральных постановок. Бирюзовые, охристые, жёлтые и голубые цвета дворцов придавали городам праздничный облик. Шёлковые яркие наряды гармонично смотрелись как на фоне зелени парков, так и в зеркальных анфиладах дворцов. Рассыпанные по одежде бриллианты дополняли струи фонтанов и огни фейерверков. При Петре I европеизация повседневной культуры затрагивала лишь внешние атрибуты жизни. Изменения в мировоззрении не могли произойти быстро, но менталитет дворянства эпохи барокко постепенно стал отличаться светскостью, культом галантности, тягой к жизненным удовольствиям. Обогащению духовного мира и приучению к светскости способствовали поездки за границу и общение с иностранцами. Правда, нередко, играя в европейцев в обществе, дома дворяне вели себя как бояре допетровского времени. В этом проявилась фальшь культуры барокко. Утомление от «вечного праздника» привело к возникновению более приспособленной к домашнему комфорту и бытовым удобствам культуры рококо. В рококо монументальность бытовых ритуалов утрачивается. Для эстетики рококо характерны изящность, галантность, изнеженность, хрупкость, манерность и китайское влияние. Китай в XVIII в. представляли волшебной, далёкой страной, несущей людям райскую жизнь, вечное наслаждение и счастье. Барокко и рококо затронули жизнь дворянства в основном в городе, в деревне были сильны старые традиции.
Время правления Екатерины II совпало с распространением идей Просвещения и стиля классицизма в повседневной культуре. Это была эпоха разума и рационализма, что во многом противоречило мировоззрению исповедовавших православие жителей России. Античное общество воспринималось просветителями как идеал, что способствовало росту интереса к повседневной жизни древней эпохи. Возник культ природы, естественных чувств, убеждения в прирождённой нравственной чистоте человека. Идеалом становилась искренность и природная грация. Стремление к удобству в повседневности и естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром способствовали появлению многих бытовых новшеств.
Манифест о вольности дворянства 1762 г. давал представителям этого сословия право выбора своего жизненного пути — в столице или в усадьбе. Наступила эпоха расцвета «частной жизни». В повседневной жизни всё больше стали цениться собственное мнение, свобода мысли, люди, не похожие на остальных, совершавшие неслыханные поступки. Правда, это порой выливалось в чудачества, принимавшие иной раз совершенно безумные формы, от которых страдали крепостные и дворовые. Духовный мир купцов значительно отставал от их материального достатка. Власть денег сочеталась с чувством сословной неполноценности: они стремились в быту подражать «благородным», добивались дворянских привилегий. Шёл процесс превращения купца в предпринимателя, знающего своё место в обществе, свои права и обязанности. Многие купцы интересовались западноевропейской культурой и бытом, но проявляли осторожность и практицизм в использовании западных новинок в повседневной жизни. В своём большинстве купцы придерживались православных основ и старинного русского быта. Среди главных ценностей крестьянина были православие, труд и достаток в семье. Сохранить эти ценности означало для него прожить жизнь по правде и совести. Важными чертами крестьянина, в отличие от дворянина или купца, были коллективизм и привязанность к общине. Европейский костюм не для всехВ петровское время внешний вид дворян строго регламентировался государством, позже он также ориентировался на стандарты императорского двора. Отвечая стилистике барокко, одежда XVIII в. имела черты театральности, повседневная одежда не отличалась от театральных костюмов. Парики, высокие причёски, наряды на каркасах и высокие каблуки создавали фальшь и бутафорию. Вычурный костюм дополняли скрывающие лицо и чувства мушки и маски. При Петре I новую моду внедряли с помощью насилия. Дорогая, неудобная в быту и работе старорусская одежда была заменена царём новой, европейской. В Россию стали ежемесячно ввозить из-за границы и выставлять на улице в качестве образцов «чучела» — восковые куклы в костюмах. С 1700 по 1725 г. Пётр Великий издал 17 указов о костюме, но при этом был осторожен в выборе моды и настойчив в её внедрении. Первые указы предполагали ношение лишь венгерского платья, похожего на русские кафтаны, затем немецкого и только много позже французского. Реформа костюма проводилась для тех, кто имел материальную базу и был заинтересован в европейском облике. Одновременно с указами об изменении одежды последовали распоряжения о брадобри- тии и бородовых знаках. Н.В. Гоголь писал, что «Русь превратилась на время в цирюльню, битком набитую народом, где один сам подставлял свою бороду, другому насильно брили».
Люди в новых нарядах мучительно осваивали жесты, походку, манеры. Женщин одели в платья с сильно затянутым в талии корсажем, большим декольте, рукавом до локтя и широкой юбкой. Вчерашняя затворница теперь подчёркивала фигуру, открывала голову и завивала волосы. Женщины быстрее мужчин преодолели скованность и оценили преимущества шёлковых нарядов, отпугивавших вшей и блох. Этой же цели служили блохоловки в виде смазанных мёдом ажурных костяных палочек. В правление Елизаветы Петровны дамы ориентировались на французскую моду стиля рококо. Новшествами стали платье со складками Ватто, заложенными у ворота и свободно ниспадающими в шлейф, и открытый роброн с расходящимися полами верхней юбки. Лицо покрывали толстым слоем румян, белил, лепили мушки — кусочки чёрного пластыря и ярко красили губы. Причёску смазывали жиром, помадой и присыпали пудрой. Духами из розы, цедры и лаванды опрыскивали одежду. Модной обувью стали парчовые туфли на высоком, изогнутом красном каблуке. Сохранять равновесие помогала трость. Носили драгоценности с крупными бриллиантами, под которые подкладывали цветную фольгу.
Натопленные печи, сотни свечей, рои насекомых и отсутствие вентиляции в помещениях делали необходимым использование дворянками веера, купчихи же обмахивались платками. Веер быстро стал надёжным способом общения между дамой и её кавалером. Символичными были его цвета и комбинации положений, которые заменяли слова. В мужском костюме стиля рококо преобладала вышивка с капризно изогнутыми композициями стилизованных садовых цветов. В 70—80-е гг. XVIII в. вышивка мужского костюма стала отвечать идеям французских энциклопедистов о необходимости близости к природе. Кафтаны расшивали гроздьями полевых цветов — незабудок, ромашек, маков. Камзолы стали делать без рукавов, и они напоминали жилеты. Светлые кюлоты дополняли белые чулки и чёрные башмаки с бриллиантовыми пряжками и красными каблуками. Сохранять равновесие помогала трость с алмазами и рубинами. На смену огромным парикам пришла манера украшать голову буклями и осыпать душистой пудрой. Треуголку сменила складная двухуголка. Зимой вельможи ходили в шубах, сюртуках на меху и муфтах в виде бочонка или огромного яйца с длинным ворсом. Костюмы вельмож и дам украшали круглые часы, лорнеты и табакерки, в которых хранили листья душистых растений для устранения неприятных запахов и отпугивания болезней. Щепотку этой смеси помещали в нос, чтобы потом чихать.
В эпоху Екатерины II в дворянскую моду стал проникать стиль классицизм. Дворяне надели элегантный фрак приглушённых тонов. В отличие от кафтана фрак имел короткий лиф, вариации воротников и рукавов. Фрак дополняли жилет, светлые, облегающие панталоны и туфли без каблуков. Правда, в царствование Павла I фраки и панталоны носить запретили. Женский костюм следовал античной моде: носили лёгкие, светлые шемизы — платья с высокой талией, декольте, коротким рукавом. Облик женщины напоминал античные барельефы и рисунки на вазах. В верхней одежде линии женского платья повторяли лёгкие пальто рединготы и короткие бархатные жакеты спенсеры. Открытые туфли — лодочки из атласа без каблуков — завязывались крест- накрест, как античные сандалии. Причёски с завивкой и греческим узлом дополняли диадемы, неяркая косметика, камеи, медальоны, длинные перчатки, кошелёк — ридикюль и маленький костяной веер «бризе». На фоне светлых античных платьев ярким пятном выделялись шали, которые защищали красавиц от простуды и имели пышный орнамент в виде зелени, букетов роз, сирени, ландышей и незабудок. Чтобы шали не ела моль, их перекладывали веточками пачули, что породило моду на этот запах в период классицизма.
|
|
|