|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 38. Российская власть и общество в XIX в.: поиск оптимальной модели общественного развития (продолжение)Либеральные идеологические доктрины о судьбах РоссииРаспространение либеральных идей началось в России со времён Екатерины II, которая вела переписку с крупнейшими идеологами либерализма Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Вольтером и др. После Великой французской революции сама же императрица начала гонения на либералов, опасаясь за судьбы монархии в России. Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны 1812 г. и особенно Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг., когда тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, и вернулись из-за границы убеждёнными противниками самодержавия и крепостничества. Наконец, либерально-реформаторские проекты самого Александра I, обсуждавшиеся Негласным комитетом и всем высшим обществом, а затем и реформы М.М. Сперанского также готовили почву для того, чтобы идеи либерализма всё активнее проникали в среду передового дворянства. Бездействие и нерешительность властей в реформировании общества в значительной степени подталкивали сторонников перемен к созданию тайных обществ и кружков. В итоге и правительство, и передовые круги общества в тайне друг от друга вынашивали планы преобразований, совпадавшие порой в своих основных чертах. Часть молодого, жаждущего перемен офицерства приобщилась к масонским организациям, которые быстро стали популярны. К началу 20-х гг. в почти 220 масонских ложах было объединено свыше 3 тыс. представителей дворянства и интеллигенции. Первоначально идейную основу деятельности либералов составляла идеология, главным положением которой был приоритет личности человека и его экономических и политических свобод над всем остальным. Среди декабристов либералами можно назвать немногих. Одним из ярких представителей стал Ф.П. Шаховской — один из учредителей «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Однако становление либерализма в качестве самостоятельного общественного движения относится к 30—40-м гг. XIX в. Либералы не принимали и критиковали существовавшие в стране порядки, но одновременно полагали, что только самодержавие может выступить инициатором реформ и потому в целом поддерживали его. К либералам следует относить как западников, так и славянофилов. Но славянофилы в отличие от западников не сумели добиться широкого распространения своих взглядов в обществе. Славянофилы отрицали самоценность индивида, делая упор на коллективистские традиции российского общества.
Различия во взглядах на существующие основы строя в России стали исходной точкой формирования двух направлений в русском либерализме — либерально-реформаторского и либерально-консервативного. В середине XIX в. либералы стали главным основным мотором готовившихся реформ и главным их центром. В основе их взглядов лежали идеи раскрепощения личности, единства всех граждан перед законом, обеспечения свободы слова, а также идея социальной справедливости. Выразителями этих идей стали А.А. и П.А. Бакунины, А.А. Головачёв, А.И. Европеус, А.М. Унковский. Очень активной, хотя и немногочисленной группой были в тот период сторонники идей либерализма среди высших чиновников Российской империи. К ним относят Н.А. и Д.А. Милютиных, П.А. Валуева, позже М.Т. Лорис-Меликова и др. Если в дореформенные годы либералы делали ставку именно на верховную власть, то в пореформенные годы — на общественную инициативу, проявившуюся наиболее отчётливо в земском движении. К началу XX в. либералы вплотную подошли к созданию своих организаций. Издание журнала «Освобождение», а затем появление протопартийных структур («Союз земцев-конституционалистов» и «Союз освобождения») привело к окончательной трансформации либерализма из интеллектуального течения в социально-политическое движение. Истоки российского революционного радикализмаЕсли либералы ориентировались на сотрудничество с властью, то сторонники революционного лагеря — на силовое противостояние ей. Наметившееся ещё в декабристских организациях расхождение либерального и революционного течений окончательно произошло в 40—50-е гг. XIX в. Для сторонников революционного пути в эти годы были характерны: — утрата надежд на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества; — обоснование правомерности и целесообразности революционного насилия в интересах осуществления перемен в обществе; — выдвижение в качестве идеологии будущей революции и основ будущего устройства страны идей утопического социализма. Каждый революционер-идеолог понимал социализм по- своему, но для всех едиными были идеи социального равенства, гражданской свободы, ликвидации самодержавия и крепостничества. С 50-х гг. XIX в. в среде революционеров начало формироваться три течения. Сторонники одного из них (А.И. Герцен, Н.П. Огарёв) признавали революцию лишь как крайнюю меру. Другие (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьевич) считали революцию единственным методом общественной трансформации, но были убеждены в том, что для неё должны созреть социально-экономические и общественно-политические предпосылки. Третьи (П.Г. Заичневский, позже Н.А. Ишутин, С.Г. Нечаев) рассматривали революцию и связанное с ней насилие как акт возмездия, а главным её итогом должно было стать полное разрушение государства.
Революционное направление российского общественно- политического движения ещё более усилилось к концу XIX в. с формированием российского пролетариата. В тот период начала меняться сама система ценностей значительной части трудового населения России. В его поведении наблюдался рост рационализма, прагматизма, расчётливости, индивидуализма. Главным, сокровенным желанием крестьян в пореформенный период являлась конфискация всех помещичьих земель и передача их в общественную собственность. Для рабочих — выходцев из деревни эта идея во многом трансформировалась в стремление отнять у предпринимателей промышленные предприятия.
<<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|