Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 4. Российская империя

§ 38. Российская власть и общество в XIX в.: поиск оптимальной модели общественного развития (продолжение)

Либеральные идеологические доктрины о судьбах России

Распространение либеральных идей началось в России со времён Екатерины II, которая вела переписку с крупнейшими идеологами либерализма Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Вольтером и др. После Великой французской революции сама же императрица начала гонения на либералов, опасаясь за судьбы монархии в России. Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны 1812 г. и особенно Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг., когда тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, и вернулись из-за границы убеждёнными противниками самодержавия и крепостничества. Наконец, либерально-реформаторские проекты самого Александра I, обсуждавшиеся Негласным комитетом и всем высшим обществом, а затем и реформы М.М. Сперанского также готовили почву для того, чтобы идеи либерализма всё активнее проникали в среду передового дворянства.

Бездействие и нерешительность властей в реформировании общества в значительной степени подталкивали сторонников перемен к созданию тайных обществ и кружков. В итоге и правительство, и передовые круги общества в тайне друг от друга вынашивали планы преобразований, совпадавшие порой в своих основных чертах.

Часть молодого, жаждущего перемен офицерства приобщилась к масонским организациям, которые быстро стали популярны. К началу 20-х гг. в почти 220 масонских ложах было объединено свыше 3 тыс. представителей дворянства и интеллигенции.

Первоначально идейную основу деятельности либералов составляла идеология, главным положением которой был приоритет личности человека и его экономических и политических свобод над всем остальным. Среди декабристов либералами можно назвать немногих. Одним из ярких представителей стал Ф.П. Шаховской — один из учредителей «Союза спасения» и «Союза благоденствия».

Однако становление либерализма в качестве самостоятельного общественного движения относится к 30—40-м гг. XIX в. Либералы не принимали и критиковали существовавшие в стране порядки, но одновременно полагали, что только самодержавие может выступить инициатором реформ и потому в целом поддерживали его. К либералам следует относить как западников, так и славянофилов. Но славянофилы в отличие от западников не сумели добиться широкого распространения своих взглядов в обществе. Славянофилы отрицали самоценность индивида, делая упор на коллективистские традиции российского общества.

Приём в масонскую ложу. Рисунок XIX в.

Различия во взглядах на существующие основы строя в России стали исходной точкой формирования двух направлений в русском либерализме — либерально-реформаторского и либерально-консервативного.

В середине XIX в. либералы стали главным основным мотором готовившихся реформ и главным их центром. В основе их взглядов лежали идеи раскрепощения личности, единства всех граждан перед законом, обеспечения свободы слова, а также идея социальной справедливости. Выразителями этих идей стали А.А. и П.А. Бакунины, А.А. Головачёв, А.И. Европеус, А.М. Унковский. Очень активной, хотя и немногочисленной группой были в тот период сторонники идей либерализма среди высших чиновников Российской империи. К ним относят Н.А. и Д.А. Милютиных, П.А. Валуева, позже М.Т. Лорис-Меликова и др.

Если в дореформенные годы либералы делали ставку именно на верховную власть, то в пореформенные годы — на общественную инициативу, проявившуюся наиболее отчётливо в земском движении. К началу XX в. либералы вплотную подошли к созданию своих организаций. Издание журнала «Освобождение», а затем появление протопартийных структур («Союз земцев-конституционалистов» и «Союз освобождения») привело к окончательной трансформации либерализма из интеллектуального течения в социально-политическое движение.

Истоки российского революционного радикализма

Если либералы ориентировались на сотрудничество с властью, то сторонники революционного лагеря — на силовое противостояние ей. Наметившееся ещё в декабристских организациях расхождение либерального и революционного течений окончательно произошло в 40—50-е гг. XIX в. Для сторонников революционного пути в эти годы были характерны:

    — утрата надежд на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества;

    — обоснование правомерности и целесообразности революционного насилия в интересах осуществления перемен в обществе;

    — выдвижение в качестве идеологии будущей революции и основ будущего устройства страны идей утопического социализма.

Каждый революционер-идеолог понимал социализм по- своему, но для всех едиными были идеи социального равенства, гражданской свободы, ликвидации самодержавия и крепостничества.

С 50-х гг. XIX в. в среде революционеров начало формироваться три течения. Сторонники одного из них (А.И. Герцен, Н.П. Огарёв) признавали революцию лишь как крайнюю меру. Другие (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьевич) считали революцию единственным методом общественной трансформации, но были убеждены в том, что для неё должны созреть социально-экономические и общественно-политические предпосылки. Третьи (П.Г. Заичневский, позже Н.А. Ишутин, С.Г. Нечаев) рассматривали революцию и связанное с ней насилие как акт возмездия, а главным её итогом должно было стать полное разрушение государства.

Не ждали. Художник И.Е. Репин

Революционное направление российского общественно- политического движения ещё более усилилось к концу XIX в. с формированием российского пролетариата. В тот период начала меняться сама система ценностей значительной части трудового населения России. В его поведении наблюдался рост рационализма, прагматизма, расчётливости, индивидуализма. Главным, сокровенным желанием крестьян в пореформенный период являлась конфискация всех помещичьих земель и передача их в общественную собственность. Для рабочих — выходцев из деревни эта идея во многом трансформировалась в стремление отнять у предпринимателей промышленные предприятия.

К тому же, демографический бум пореформенного периода привёл к быстрому росту населения страны, частичному отрыву молодёжи от традиций прежних поколений. Всё это объективно усиливало позиции тех политических сил, которые были ориентированы на революцию. Достаточно было небольшого толчка, чтобы подспудные процессы вырвались наружу. Тяготы и лишения населения в ходе двух войн начала XX в. стали именно таким толчком.

Документ
Из работы В.И. Ленина. 1917 г.

«Мы прекрасно знаем, что пролетариат России менее организован, подготовлен и сознателен, чем рабочие других стран. Не особые качества, а лишь особенно сложившиеся исторические условия сделали пролетариат России на известное, может быть, очень короткое время застрельщиком революционного пролетариата всего мира».

<<< К началу параграфа                       Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru