|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 38. Российская власть и общество в XIX в.: поиск оптимальной модели общественного развития (окончание)Формирование российской интеллигенцииПод интеллигенцией понимают социальный слой, который объединяет людей, профессионально занимающихся интеллектуальным трудом и художественным творчеством. Зарождение интеллигенции в России началось в последней трети XVIII в. Потребность общества не только в чиновничестве, но и в преподавателях для вузов и школ, юристах, врачах, профессиональных деятелях культуры, развитие системы образования потребовали от власти принятия мер по формированию этого слоя общества. Специальными указами было разрешено получать образование и заниматься деятельностью в указанных сферах детям священников, солдат, разорившихся и мелкопоместных дворян, мещан и чиновников. Будучи представителями разных чинов, они вскоре стали именоваться разночинцами. Лишённые иных источников существования (им было запрещено заниматься предпринимательством, торговлей и т.п.), они все силы отдавали освоению нового дела и в большинстве своём становились профессионалами в нём. В XIX в. позиции разночинцев постоянно укреплялись. Сферой их деятельности стала не только профессиональная интеллектуальная работа, но и государственная служба. В начале XX в. численность интеллигенции в стране составила около 1,5 млн человек. Однако есть и иное определение понятия «интеллигенция», более узкое. Под интеллигенцией понимают прослойку интеллектуалов, претендующих на выражение интересов народа и являющихся его духовным наставником. Причём не просто интеллектуалов, а настроенных критически по отношению к существующим в стране порядкам. Правда, большинство представителей интеллигенции не разделяли подобного нигилистического подхода. Они видели свою роль в просвещении народа, облегчении его жизненного положения, совершенствовании общества путём совместных с властями усилий в проведении реформ. Однако идеи ряда представителей радикально настроенной интеллигенции получили в XIX — начале XX в. огромную популярность в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.).
Большинство интеллигенции разделяли и во многом выражали утопические представления русского народа о возможности построения справедливого общества по образу и подобию сельской общины (на основе всеобщего согласия, равенства, взаимной поддержки и коллективной собственности). Для них было важно, чтобы найденная в научных спорах истина отвечала интересам подавляющего большинства населения. И в этом смысле интеллигенция России выступала всегда критиком власти и сторонником обиженных и угнетённых. Проверяем себя 1. Какие перемены в структурах власти произошли в начале XIX в.? В чём вы видите их положительные и отрицательные стороны? 2. Что такое правомерная бюрократическая монархия? Что такое всесословная правомерная монархия? В чём сходство и различия этих понятий? Ответ отразите в таблице. 3. Какая роль в реформировании принадлежала императору? Можете ли вы назвать хотя бы одного правителя России, который не проводил реформ? Чем это можно объяснить? 4. Какие проекты переустройства России, разработанные оппонентами власти, вы знаете? Каким образом планировалось их осуществление? 5. Что вы знаете о теории «официальной народности»? С какой целью она была выработана? 6. Что означала теория «народной монархии»? Когда и в связи с чем она была разработана? Кого из её идеологов вы можете назвать? Думаем, обсуждаем 1. Напишите историческое размышление-анализ на тему «Оптимальная модель развития России глазами консерваторов (либералов, социалистов)». 2. Какие изменения в официальной идеологии произошли в XIX в.? Чем это можно объяснить? 3. В чём состояли особенности российского либерализма, его отличие от западноевропейского? Ответ отразите в таблице. 4. В чём вы видите причины зарождения революционного направления в российском общественном движении в начале XIX в.? Чем можно объяснить его усиление в пореформенный период? Представьте в виде схемы или таблицы периодизацию развития революционного движения в России. 5. Какая социальная группа занимала ведущие позиции в общественном движении в пореформенный период? Чем это можно объяснить? Определите самостоятельно тему для дискуссии в классе по этому вопросу. Работаем с источниками, выполняем задания1. Что имел в виду автор документа? Согласны ли вы с этим утверждением?
2. Покажите в любой знаковой системе (схема, таблица, текст и т.п.) динамику развития основных идейных направлений в российском общественном движении XIX в. Выделите в его развитии этапы, прокомментируйте их. 3. В чём вы видите причины идейной эволюции русского консерватизма? К какому времени такая эволюция относится? Кого из лидеров российских консерваторов последней трети XIX в. вы знаете? Приведите примеры, доказывающие правомерность точки зрения автора книги.
<<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|