|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 39. Церковь, общество, государство России в XVII—XIX вв.Давайте вспомним Что вы знаете о происхождении религий, об их роли в жизни общества
Попробуйте Определить, как менялся характер взаимоотношений власти и церкви в России в XVII—XIX вв. МногоконфессиональностьВ отличие от большинства европейских стран Россия почти с самых истоков своего существования была страной многоконфессиональной. Здесь в целом мирно соседствовали язычество и православие, ислам и иудаизм, буддизм и лютеранство. Более того, на современной территории России издавна существовали не просто очаги, а крупные центры ведущих мировых религий. Между ними в своё время пришлось выбирать веру князю Владимиру Святому. Одним из центров иудаизма в Европе стал Хазарский каганат, в зависимость от которого ещё в IX в. попали многие славянские племена северо-восточных районов будущей Руси. Борьбу с ним за влияние на Восточно-Европейской равнине вела тогда Византия. В дальнейшем влияние иудаизма на население русских земель не имело большого значения. Лишь после присоединения в результате разделов Речи Посполитой в конце XVIII в. Белоруссии, Литвы и значительной части Украины в России появилось значительное число приверженцев иудаизма. Правда, долгое время ареал распространения этой религии был ограничен местами компактного расселения еврейского населения. Волжско-Камская Булгария в X в., преодолев зависимость от Хазарии, пошла на сближение с Арабским халифатом и приняла ислам. С этого времени Поволжье стало одним из центров ислама в Европе. Влияние исламского фактора на Русь усилилось в связи с принятием ислама Золотой Ордой при хане Узбеке в первой половине XIV в. С присоединением к России Казанского и Астраханского ханств мусульмане, по некоторым данным, стали составлять до 10% населения страны. Петровские походы в Иран в начале XVIII в., а затем и включение в состав империи Кавказа в XIX в. расширили численный состав и ареал расселения мусульман России. Ещё более значительным он стал к концу XIX в., после присоединения к России Средней Азии. Буддизм никогда не оказывал серьёзного влияния на большинство населения России. Но это была основная религия в Прибайкалье, а также в Нижнем Поволжье после прихода туда в XVII в. калмыков. Православие и его роль в жизни российского общества. ДвоевериеГосподствующей религией на Руси, а затем в России всегда было православие. Даже после включения в состав Российской империи огромных территорий его исповедовало до 87% населения страны. Православие стало одним из важнейших факторов, определивших своеобразие российской истории.
Можно признать, что православие повлияло на все стороны жизни российского общества: политическую, социально- экономическую, духовную. Современные учёные (А.Г. Кузьмин и др.) отмечают, что византийский источник христианства на Руси не был единственным. Оно пришло на славянские земли из разных источников и в разное время. Первые христианские общины в Северном Причерноморье появились уже в VI—VII вв. В X—XI вв. в Древней Руси сосуществовали разные христианские общины, представлявшие различные христианские традиции, в разной мере соперничавшие между собой. Вместе с тем следует отметить, что Крещение Руси в 988 г. означало не единовременный акт и не завершение процесса христианизации славянских племён, а лишь его начало. Важным фактором общественного сознания на Руси после принятия христианства было двоеверие. В последующие десятилетия и даже века проходил сложный процесс адаптации к новой вере вчерашних язычников. В некоторых районах России он не завершился и до сих пор. Ряд учёных (Н.И. Толстой, М. Элиаде, И.Н. Данилевский) полагают, что результатом этих процессов стало не утверждение православной веры в России в её византийском виде, а «духовный симбиоз» православия и язычества, появление «народного христианства». Подобное положение существовало не только в России, но и в других странах, где христианство так и не вытеснило в полной мере прежних, языческих верований, наложивших свой неповторимый отпечаток на характер принятой христианской веры.
По мнению некоторых учёных (А.Н. Сахаров), принятие восточной версии христианства стало для Руси тем барьером, который отгородил на века русские земли от Европы. Следует вместе с тем признать, что именно в византийском варианте, пришедшем на Русь, наиболее бережно и полно было представлено первоначальное христианское учение.
Церковь и государствоВзаимоотношения Российского государства и Русской православной церкви в своём развитии прошли несколько этапов. На первом (X—XIII вв.) новая религия нуждалась в поддержке со стороны государственной власти и в полной мере ощущала её. Вскоре она стала прочной опорой княжеской власти. В период ордынского господства и формирования единого государства (XIII—XVI вв.) православная церковь стала не просто одной из важнейших, но на некоторых этапах и единственной силой, обеспечивавшей единство населения русских княжеств в борьбе с врагом, и основой будущей единой системы власти. В XVI—XVII вв., по мере упрочения центральной власти, оформилось некое «разделение властей», при котором вмешательство церкви в дела государства стало минимальным, но сохранялся контроль над духовной жизнью российского общества. Вершиной этого периода стало учреждение патриаршества на Руси в 1589 г. Именно позиция первого патриарха всея Руси Иова во многом обеспечила избрание на царство Земским собором Бориса Годунова (1598). Отказ патриарха признать в самозванце «царя Дмитрия Ивановича» (1605) привёл к его низложению патриарха и последующей ссылке. Пытаясь заручиться поддержкой церкви, Лжедмитрий I прибегал к помощи «лжепатриарха» Игнатия. Всё это показывает, что даже высшая светская власть в России не могла обойтись без поддержки власти духовной. При патриархе Филарете власть и авторитет патриарха довольно часто оказывались более сильными, чем власть его сына — царя Михаила Фёдоровича. Однако в условиях формирования тенденции к абсолютной власти монарха роль церкви в жизни общества радикально меняется. А с начала XVIII в. патриаршество упраздняется и управление церковью переходит к государственным чиновникам (Синоду, созданному в 1721 г.), назначаемым царём. Это в полной мере отражало общеевропейские процессы в данной сфере, связанные со становлением абсолютизма. Теперь на священников была возложена функция оглашения государственных законов прихожанам, регистрации рождения и смерти, помощи в проведении переписей населения, выявления раскольников и наблюдения за ними. Была введена клятвенная присяга священников на верность императору. Вслед за серией регламентов (уставов), определявших порядок воинской, государственной, придворной службы, в 1722 г. был принят и Духовный регламент, подробно описывавший условия и порядок вступления в священнический сан, правила монастырской жизни и т. д. Любое его нарушение каралось лишением священников приходов и сана, сдачей в солдаты как их самих, так и их детей. Павел I стал первым императором, объявившим себя главой Русской православной церкви (1797). В последующем это положение было закреплено 42-й статьёй Свода законов Российской империи (1832). Церковь в России до второй половины XVIII в. продолжала оставаться сильной благодаря огромным землевладениям. Пётр III, а затем и Екатерина II нанесли второй, более ощутимый удар по самостоятельности Русской православной церкви, проведя в 1762 и 1764 гг. секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель. Это не только была мера, которая подорвала экономические основы Русской православной церкви, сделав духовенство полностью зависимым от государства. Это был ещё один шаг власти на пути к огосударствлению всех сторон жизни своих подданных. Теперь, вплоть до 1917 г., Русская православная церковь, как организация, управлялась государством.
Вместе с тем нельзя не признать и обратной связи — влияния церкви на правящих монархов. Патриарх Иов был влиятельным советником царей Фёдора Ивановича и Бориса Годунова. Патриарх Филарет был соправителем своего сына царя Михаила. Патриарх Никон решающим образом влиял на принятие ключевых политических решений в начальный период царствования Алексея Михайловича. Во многом благодаря поддержке патриарха Иоакима пришёл к единоличной власти Пётр I. В синодальный период наиболее сильное влияние на высшую светскую власть оказали Феофан Прокопович (при Петре I и Анне Иоанновне) и обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (при Александре III и Николае II).
|
|
|