|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 39. Церковь, общество, государство России в XVII—XIX вв. (окончание)Конфессиональная политика и межконфессиональные отношенияОсновным направлением государственной конфессиональной политики в XVII—XIX вв. оставалась всемерная поддержка Русской православной церкви. В допетровской Руси без совета (пусть даже формального) с высшими иерархами не принималось ни одно важное решение. Преступления против церкви были равносильны преступлениям против государства.
При Петре I в рамках общего курса на ограничение влияния церкви были ограничены полномочия церковного суда, священнослужители рассматривались царём как проводники государственной линии среди прихожан. Упразднение патриаршества (1721), учреждение Синода и принятие Духовного регламента (1721), введение поста обер-прокурора (1722) привели к тому, что Русская православная церковь фактически оказалась в полном подчинении у светской власти.
Вместе с тем, как фактический глава церкви, Пётр I заботился и о том, чтобы эта опора власти была сильной и численность православного населения росла. В 1713 г. он издал указ, по которому подлежали крещению в течение полугода те помещики — «басурманы магометанской веры», в поместьях и вотчинах которых были закреплены православные крестьяне. Ряд указов Петра I был направлен на поощрение христианизации мусульманского населения. Лица, принявшие крещение, получали трёхлетнюю отсрочку в уплате податей и в рекрутском наборе. Однако, несмотря на это, из числа мусульман Поволжья в православие в тот период перешло лишь 2 тыс. человек.
Лишь Екатерина II ослабила религиозные притеснения и насильственное обращение в православие. В 1773 г. она подписала указ о веротерпимости, согласно которому все религии в стране получили право на существование. В 1788 г. она разрешила создание в Уфе мусульманского Духовного собрания во главе с муфтием (первым муфтием был утверждён Мухаммаджан Хусаинов). Мусульманским священникам государство отныне платило жалованье. Однако, как и в случае с Русской православной церковью, Духовное управление должно было, кроме строительства и ремонта мечетей, регистрации браков, смертей и т. д., заниматься также надзором за деятельностью мусульманского духовенства и благонадёжностью мусульманского населения. В 1831 г. Николай I учредил Таврическое магометанское духовное правление с центром в Симферополе, а затем специальным указом предписал верующим разных конфессий строго соблюдать религиозные каноны.
В период Кавказской войны 1817—1864 гг. в ряде регионов Северного Кавказа оформилось движение горцев под лозунгом «священной войны против неверных» (джихад, газават). Его идейной основой стал мюридизм. Присоединение к России Средней Азии повлекло за собой серию царских указов, в которых подчёркивались незыблемость мусульманской веры и почитание святынь. Однако духовных мусульманских управлений на Кавказе и в Средней Азии центральная власть создавать не стала. В 1886 г. была проведена секуляризация земель мусульманского духовенства Средней Азии, в ходе которой изъятые земли были объявлены собственностью декхан (крестьян).
Иудеям великие князья, а затем и цари запрещали селиться в России. С включением в состав России восточных районов Речи Посполитой в ходе трёх её разделов (1772, 1793 и 1795 гг.) началось активное распространение в России иудейского вероисповедания, так как численность еврейского населения страны сразу составила 676 тыс. человек. С начала XIX в. передвижение иудеев по стране и места их проживания были ограничены «чертой оседлости» (крещёных евреев эти ограничения не касались). Иудеи совершали молитвы в синагогах и молитвенных школах. На каждые 30 домов приходилась одна молитвенная школа, а на каждые 80 домов — синагога. В ходе реформ 60—70-х гг. XIX в. было разрешено устраивать молельни и вне черты оседлости, но для этого необходимо было получить разрешение министра внутренних дел. В 1840 г. была открыта первая в России хоральная синагога. Впоследствии многие были открыты также в Москве и Киеве. Духовными делами иудеев в России занималась раввинская комиссия, которая была высшим совещательным органом по делам иудеев при Министерстве внутренних дел. При синагогах имелись религиозные школы (к концу XIX в. их было 17 тыс. и в них обучались 300 тыс. мальчиков).
Большую тревогу властей в 20—30-е гг. XIX в. вызывало значительное усиление позиций старообрядчества. Оно было связано главным образом с попытками не только модернизации обрядов, но и собственного прочтения самого христианского вероучения. Принятые жёсткие меры не дали результата. После легализации старообрядчества в годы реформ 1860—1870-х гг. оказалось, что в расколе находилось от 12 до 14 млн человек, т. е. каждый пятый представитель русского населения. О буддизме в Древней Руси стало известно ещё по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царевич Иоасаф (в его житие попали элементы жизнеописания Будды) стал христианским святым. С присоединением к России Нижнего Поволжья и Сибири наша страна превратилась не только в один из буддийских религиозных центров, но и в один из крупнейших мировых центров изучения буддизма. Таким образом, формирование в России абсолютной монархии шло рука об руку с превращением церкви в её важный инструмент. По мере расширения пределов империи всё более сложным становился конгломерат конфессий, учитывать интересы которых должна была центральная власть. Однако никогда никакие иные конфессии, помимо православия, не имели в России приоритетного, особого, системообразующего значения не только для власти, но и для общества в целом. Проверяем себя 1. С какого времени многоконфессиональность стала одной из особенностей нашей страны? 2. Почему именно византийский вариант христианства был принят на Руси в X в.? 3. Когда впервые на территории нашей страны распространился ислам? Существует мнение, что Россия может по праву считаться одним из центров не только православия, но и ислама. На чём оно основано? 4. В каких районах на территории нашей страны впервые появился иудаизм как государственная религия? С чем это было связано? 5. В каких районах современной России и какими народами исповедуется буддизм? Где и когда впервые появилась эта религия на территории Российского государства? 6. Что такое двоеверие? К какому времени относится этот феномен? Думаем, обсуждаем 1. Какие последствия имела христианизация Руси? Напишите эссе на эту тему. 2. Как складывались отношения Русской православной церкви и государства на разных этапах истории Руси? Выделите периоды в развитии государственно-церковных отношений. Составьте на этой основе таблицу. 3. Как строились отношения власти с другими конфессиями в XVI—XIX вв.? Материалы отразите графически. 4. Чем можно объяснить изменение роли Русской православной церкви в жизни России в XVII—XIX вв.? 5. Охарактеризуйте попытки самодержавной власти, предпринимаемые в XVII—XVIII вв., поставить церковь в России под свой контроль. Какую роль в этом сыграла секуляризация церковных земель? В чём вы видите особенности этого процесса в XVII в.? в XVIII в.? Покажите эти изменения в схеме. 6. Как изменилась конфессиональная политика государства в XIX в.? Чем можно объяснить это изменение? Работаем с источниками, выполняем задания1. В Своде законов Российской империи (1832) было записано, что «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов и блюститель правоверия и всякого в Церкви святого благочестия». Как вы это понимаете? В каких странах Европы монархи были главой церкви? Данные отразите в таблице. 2. Представьте подробный комментарий документа.
3. Покажите в любой знаковой системе (схема, таблица, текст и т. п.) динамику отношений государства и церкви в России в XVII— XIX вв. Прокомментируйте полученные данные. 4. Напишите мини-сочинение на тему «Патриарх Гермоген: человек, пастырь, патриот». <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|