Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 класс. Данилов

Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.

§ 5. Культура Серебряного века в России

Давайте вспомним

    Наиболее популярных поэтов и писателей начала XX в.

Попробуйте

    Назвать сюжеты нескольких первых кинофильмов, снятых в России

Серебряный век

Потребности модернизации России диктовали ускорение темпа и рост качества жизни, повышение мобильности, подготовка значительно большего числа квалифицированных кадров. Низкий уровень грамотности и бытовой культуры сдерживал развитие страны.

Разрыв в уровне жизни подавляющей части населения и привилегированных групп оставался огромным. Образованная часть общества ориентировалась на культурные образцы и стандарты потребления элиты европейских стран, пополняла образование и поправляла здоровье в Германии, Италии, Франции, Швейцарии. Большинство жителей страны были далеки от этого. Главное же состояло в том, что очень неэффективно работали или даже не были запущены механизмы преодоления сложившегося еще во времена петровских преобразований социокультурного разрыва между верхами и основной массой народа. А именно такое преодоление было необходимо для осуществления модернизации. Все это порождало в среде образованных, думающих и болеющих за будущее России людей ощущение неотвратимости катастрофы, грядущего социального взрыва, вероятность которых усиливалась ввиду приближения «мирового пожара», военного конфликта. Такие настроения А.А. Блок выразил поэтической метафорой предчувствия «неслыханных перемен, невиданных мятежей».

Поэт А.А. Блок. Художник К.А. Сомов. 1907 г.

Эти предчувствия и ожидания определили лицо художественной культуры эпохи, получившей название Серебряного века (в отличие от Золотого, пушкинского века, открывшего страницу высших достижений российской культуры Нового времени). В духовных исканиях интеллигенции отразились попытки не столько дать нравственные оценки социальным вызовам современности, сколько переосмыслить мироустройство и попытаться средствами искусства и философской мысли преодолеть тот исторический разлом, на котором оказалась Россия. Одновременно ожесточенные идейно-политические дискуссии тех времен нашли отражение в художественном творчестве социально-критической направленности.

Духовные искания интеллигенции Русская религиозная философия

Философствование обрело на рубеже XIX—XX вв. роль особой и очень значимой формы интеллектуальной жизни, а философское творчество достигло настоящего расцвета. Вопросы мироустройства, взаимодействия духовного и материального начал и преодоления хаоса бытия оказались в центре внимания русских религиозных мыслителей.

Неисчерпаемым источником вдохновения для многих представителей интеллигенции стало творчество В.С. Соловьева, сына знаменитого историка. В центре его размышлений находилась идея Софии — воплощения души мира, начала человечества, формы соединения и согласования божественного и материального в духовном человеке. Глубоко верующий человек, Соловьев считал религию «воссоединением человека и мира с безусловным и всецелым началом», которое «состоит в приведении всех стихий в правильное отношение к безусловному центральному началу, а через него и в нем к правильному согласному отношению их между собой».

Рассматривая Восточную (православную) церковь как «представительницу неподвижной божественной основы в человечестве», а западный мир как «представителя человеческого начала», Соловьев обосновывал перспективу их объединения во Вселенскую церковь.

Властителем дум той части интеллигенции, которая отстаивала необходимость деятельного участия в переустройстве общества путем строгого следования нравственным законам и труда на благо всех, был Л.Н. Толстой. Писатель, отвергнувший основы православного вероучения и непримиримо критиковавшии и государство, и церковные институты, в последние годы жизни находился в открытом конфликте с официальной церковью. Страстная моральная проповедь Толстого («Исповедь», 1879—1882, «В чем моя вера?», 1883—1884) была проникнута пропагандой идеи ненасилия и всеобщей любви — пути к обретению «Царства Божия внутри нас».

В среде либеральной интеллигенции нарастала критика исторического православия, широкое хождение получило богоискательство — стремление обосновать новые религиозные ценности, укрепить социальную значимость религии и церкви вне связи с государством. В условиях подчинения церковных институтов государству в среде духовенства тоже звучали голоса в пользу реформы церкви и обновления религиозной жизни. В 1900 г. Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов организовали в Петербурге религиозно-философские собрания, где велась дискуссия и происходил обмен мнениями между известными представителями религиозной мысли из числа церковной иерархии и светскими мыслителями.

Сборник «Проблемы идеализма» (1902) возвестил о повороте части интеллигенции в сторону утверждения христианских ценностей и отказа от позитивизма и марксизма. По итогам осмысления событий революции 1905—1907 гг. и перспектив исторического пути России в 1909 г. вышли «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». Авторы статей (М.О. Гершензон, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк) размышляли о ценностях, мировоззрении и ответственности интеллигенции. Критикуя духовный максимализм и нетерпимость вовлеченных в идейно-политическую борьбу интеллектуалов, они заявили о необходимости переоценки общественных идеалов, об ошибочности ориентации на «самодовлеющие начала общественного порядка» в ущерб внутренней жизни личности, являющейся, по убеждению авторов «Вех», «единственной творческой силой человеческого бытия».

Авторы «Вех» призывали отказаться от слепого народо- поклонства и нескончаемых обвинений в адрес «внешних сил» (государства и его институтов), обратиться к религиозным ценностям, к уважению личности и ее нравственного выбора.

Появление сборника вызвало бурную полемику и поток ответных публикаций преимущественно резко критического характера. Особенно жесткий отпор идеи авторов «Вех» встретили со стороны приверженцев марксизма. В.И. Ленин назвал «Вехи» «потоком реакционных помоев». Изложенные в сборнике подходы находились в непримиримом противоречии с призывами к общественному переустройству с позиций классового противостояния, популярными у небольшой, но громко заявившей о себе в период событий 1905—1907 гг. радикальной части интеллигенции.

Философская мысль постоянно возвращалась к осмыслению перспектив общественного развития в сопряжении с развитием духовным. Так, С.Н. Булгаков, работая над проблемами развития капитализма в России, приходит к проблеме религиозно-философского обоснования общечеловеческого прогресса, который отнюдь не сводится, по его мысли, к материальному благосостоянию. Н.А. Бердяев, разрабатывая в рамках философии свободы соловьевскую «русскую идею», делает вывод об особом русском пути цивилизационного и культурного развития, о перспективе исполнения Россией миссии христианского соединения человечества в условиях завершения периода господства западной цивилизации.

Разработка целостного видения отечественной истории принадлежит В.О. Ключевскому. Его знаменитый «Курс русской истории» впервые увидел свет в 1902 г., а «Краткое пособие по русской истории» (1899) фактически стало учебником для гимназий. Становление исторических исследований в этот период было связано с осмыслением роли государства, природных условий, пространственного фактора в истории и места России в мировом историческом развитии.

Продолжение параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru