|
|
|
Глава III. Московская Русь в XIV—XVI веках
§ 27. Архитектура и живопись в XIV—XVI векахЗодчество в XIV—XV векахВ конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство: в Твери по образу владимирского Успенского собора был построен собор Спаса Преображения. В XIV веке одним из центров каменного строительства становится Новгород. Здесь были построены храмы, ставшие классическими образцами новгородского стиля, — церковь Фёдора Стратилата и церковь Спаса Преображения на Ильине улице. В отличие от сурового внешнего облика новгородских церквей XII—XIII веков, эти храмы поражают лёгкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Фасады украшались декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.
Крупное строительство велось в Новгороде и в первой половине XV века. В 1433 году немецкие и новгородские мастера построили в кремле Грановитую палату, предназначавшуюся для торжественных приёмов и заседаний Совета господ. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты. Своеобразием отличалось и зодчество Пскова, окончательно обособившегося от Новгорода в середине XIV века. Так как Псковская земля находилась на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонное зодчество. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений Руси. В самом Пскове был возведён большой каменный кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.
Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания политического могущества Москвы стало возведение в 1367 году белокаменного Кремля. Накануне Куликовской битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Постройки создавались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы от Владимира. Формирование единого государства поставило Москву в особое положение. Она превратилась в столицу Русского государства, в ней размещалась резиденция великого князя всея Руси. Это потребовало соответствующего изменения её облика. Москва становится центром русского зодчества. Сюда приглашались архитекторы из Италии, лучшие мастера со всей Руси. Итальянцы привезли в конце XV века новый строительный материал — кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Наиболее величественной постройкой, возвышающейся в самом центре Кремля, был Успенский собор. Замысел этого сооружения принадлежал Ивану III, потребовавшему создать самый внушительный собор на Руси. При этом он предложил Фиораванти взять за образец знаменитый Успенский собор во Владимире. Впечатление русского человека от этой «церкви» выразил летописец: «Была же та церковь чудна очень величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такой прежде не бывало в Руси, кроме Владимирской церкви». Однако кирпич не полностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату. Снаружи палата была выложена белыми гранёными камнями, от которых и получила своё название. Грановитая палата предназначалась для торжественных приёмов и празднований.
Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов московских князей в деле собирания русских земель, освобождения от ордынского владычества. Архитектура Московского государства в XVI векеСложные политические события и экономические процессы, проходившие в Русском государстве, сказались и на развитии российской культуры. Рост городов, который шёл прежде всего на вновь присоединённых территориях, привёл к повышенному вниманию к вопросам градостроительства и архитектуры.
Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Русского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимающиеся вопросами архитектурного облика столицы, — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становит ся центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдалённые города. Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов. Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана Грозного.
Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555—1560 годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен.) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатёр храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных его главок.
|
|
|