|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 1. Тайны исторической науки
§ 1. Цели и средства исторической науки: базовый уровень
Сравните изложенные выше мнения об исторической науке: в чём они противоречат друг другу? Сформулируйте проблему урока на основании этого противоречия. Cравните с вариантом авторов (с. 366).
Объясните значения слов: наука (её отличия от других видов человеческой деятельности), миф, аргумент, оценки, теория (словарь). Вспомните различия между материализмом и идеализмом. (Обществознание. 6-9 кл.) Что и зачем изучает история?Какие сложности существуют в определении и представлении исторических знаний? Сделайте вывод: наши знания о прошлом - это миф или реальность? У любой науки есть предмет изучения: у физики — закономерности природы вообще, у биологии — закономерности функционирования живой природы и т.д. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Французский учёный М. Блок выразился об этом очень образно: «Настоящий историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждёт добыча». Таким образом, главные категории (понятия) исторической науки: исторические факты — состоявшиеся события, явления, порождённые людьми, обществом; историческое время — движение от одного общественного события к другому, где у каждого факта есть точное место во времени и пространстве. Конкретное определение предмета исторической науки зависит от мировоззрения учёного. Так, например, историки-материалисты называют предметом своих научных изысканий «объективные закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей» (то есть, прежде всего, материально обусловленные). Историки-идеалисты, напротив, считают предметом истории изменение «сознания людей», самого «человека во времени».
|
|
|