Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 1. Тайны исторической науки

§ 1. Цели и средства исторической науки: базовый уровень

    Постановка проблемы урока

    Правда истории

Постоянно читаю историю, новые работы учёных, чтобы разобраться и узнать правду! Чрезвычайно интересно! Столько новых открытий! Любой образованный человек должен интересоваться историей - знать своё прошлое.


    (Современный российский инженер-строитель в разговоре с профессиональным историком)

Исходя из этого мнения, наши знания о прошлом достоверны или сомнительны?

    Миф истории

Историческая наука - это операция создания словесного вымысла.


    (Х. Уайт, американский историк)

«Что скажет история?» - «История, сэр, солжёт, как всегда».


    (Д.Б. Шоу, английский драматург)

Должны ли мы поверить в то, что наше представление о прошлом - не более чем иллюзорно-реалистические полотна, «познаваемая ложь», которой мы пичкаем себя и других, чтобы скрыть свой страх перед тем, что за этими полотнами может таиться непознаваемая правда человеческого опыта, не поддающаяся никаким попыткам постигнуть её с помощью наших словесных построений?


    (Г.М. Спигел, американский историк)

Исходя из этого мнения, наши знания о прошлом - это реальность или миф?

Сравните изложенные выше мнения об исторической науке: в чём они противоречат друг другу?

Сформулируйте проблему урока на основании этого противоречия.

Cравните с вариантом авторов (с. 366).

    Повторение необходимых знаний

Объясните значения слов: наука (её отличия от других видов человеческой деятельности), миф, аргумент, оценки, теория (словарь).

Вспомните различия между материализмом и идеализмом. (Обществознание. 6-9 кл.)

Что и зачем изучает история?

Какие сложности существуют в определении и представлении исторических знаний? Сделайте вывод: наши знания о прошлом - это миф или реальность?

У любой науки есть предмет изучения: у физики — закономерности природы вообще, у биологии — закономерности функционирования живой природы и т.д. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Французский учёный М. Блок выразился об этом очень образно: «Настоящий историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждёт добыча». Таким образом, главные категории (понятия) исторической науки: исторические факты — состоявшиеся события, явления, порождённые людьми, обществом; историческое время — движение от одного общественного события к другому, где у каждого факта есть точное место во времени и пространстве. Конкретное определение предмета исторической науки зависит от мировоззрения учёного. Так, например, историки-материалисты называют предметом своих научных изысканий «объективные закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей» (то есть, прежде всего, материально обусловленные). Историки-идеалисты, напротив, считают предметом истории изменение «сознания людей», самого «человека во времени».

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru