Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 1. Тайны исторической науки

§ 2. Теории исторической науки: базовый уровень

    Постановка проблемы урока

    Позитивный взгляд на историю

Современные позитивисты (научное направление. - Прим. ред.) по-прежнему исходят из того... что историк в принципе способен реконструировать прошлое, установить истину, подлинные факты. Для этого необходимо дальнейшее совершенствование техники критики источника, методики «опроса» безмолвных свидетелей прошлого.

(Из статьи российского историка А.И. Филюшкина)

    По мнению позитивистов, могут ли историки создать единую истинную реконструкцию прошлого?

    Негативный взгляд на историю

Заприте десяток историков в комнате (или в тюремной камере), дайте им один и тот же набор источников - и они обязательно придут к десяти различным выводам.

(Американский историк М. Гилдерхус)

    Исходя из этого мнения, могут ли историки создать единую истинную реконструкцию прошлого?

Cравните два мнения: в чём они противоречат друг другу?

Cформулируйте проблему, возникающую на основании этого противоречия.

Cравните с вариантом авторов (с. 366).

    Повторение необходимых знаний

Дайте определения: исторический источник, теория, цивилизация (словарь).

Каковы цели исторической науки и средства их достижения? Какие трудности приходится преодолевать историкам на пути к своей цели? (§ 2)

    Решение проблемы

Знакомясь с текстами параграфа, сформулируйте несколько разных причин, которые не позволяют учёным-историкам создать единую и неизменную картину исторического прошлого.

«Циферблат» исторического времени

Какие проблемы исторической хронологии порождают споры учёных? Какие её достижения дают возможность установления научного консенсуса (согласия)?

Поскольку история — это события, происходившие в прошлом, опорой для работы любого историка является историческая хронология. Так называют вспомогательную научно-историческую дисциплину, позволяющую устанавливать даты исторических событий, их истинную последовательность с помощью изучения систем летоисчисления и календарей разных народов и государств.

Сделать это, оказывается, не так просто. Первые письменные записи древних цивилизаций их создатели датировали годами правления своих царей, выборных должностных лиц или важными событиями. Эти списки, созданные в разных городах, первоначально не соотносили между собой. К тому же календари разных стран ещё 200 лет назад сильно отличались друг от друга числом дней в году, датой начала нового года и т.д. В результате древнему историку Фукидиду (IV в. до н.э.) дату начала Пелопоннесской войны приходилось обозначать так: «На... сорок восьмой год жречества Хрисиды в Аргосе, когда Энесий был эфором в Спарте, а Пифодору оставалось четыре месяца архонтства в Афинах, на шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны, отряд вооружённых фиванцев <...> вторгся в беотийский город Платею». (История. II, 2).

Чтобы исправить эту ситуацию, уже в древних цивилизациях (Египет, Китай, Греция, Рим) стали вводить эры — точки отсчёта исторического времени. Так, в Греции в IV в. до н.э. по предложению историка Тимея была введена «олимпийская эра» от первого победителя в Олимпийских играх (776 г. до н.э.). В Риме учёный Варрон (II—I вв. до н.э.) примерно высчитал и предложил «эру от основания Рима» (753 г. до н.э.). Еврейские и раннехристианские книжники создали множество «эр от Сотворения мира». Подсчитывая время жизни упомянутых в Библии потомков Адама (сотворённого Богом на 6-й день творения), они получали самые разные даты Сотворения мира, но в среднем - 5500 лет «до Рождества Христова». Так, на Руси до Петра Великого пользовались византийской эрой от Сотворения мира — 5508 г. до н.э. Однако ещё в VI в. монах Дионисий Малый предложил новую эру — «от Рождества Христова», которое он высчитал как произошедшее за 247 лет до начала правления императора Диоклетиана. В X в. эта эра официально была принята в католической Европе. На рубеже XVI—XVII вв. европейские учёные И. Скалигер и Д. Петавиус перевели все имеющиеся даты разных исторических сочинений по древней и средневековой истории в даты по эре «от Рождества Христова» и ввели обратный отсчёт лет «до Рождества Христова». Это стало основой современной исторической хронологии, принятой сейчас во всём мире как даты «до новой эры» и «новой эры». При этом в разных странах сохраняются и свои эры — «мусульманская», «еврейская», «китайская» и т.д. Современная хронология надёжно датирует события истории всего мира для последних 2 тысяч лет, для европейской истории — 3 тысяч лет, а вот далее и для других регионов мира могут возникать сложности, так как, например, даты истории древних греков и индийцев не соотнесены друг с другом. Тем не менее с помощью упоминаемых в разных древних источниках астрономических явлений (затмение Солнца, приближение кометы), которые повторяются в строго определённые промежутки времени, можно соотнести древние события с датами по «новой эре».

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru