|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?
Разделение христианской Европы: углублённый уровень (окончание)Во-вторых, — и мы уже коснулись этого, произнеся слово «верность», одно из ключевых понятий западноевропейского феодального этоса, - Россия не знала феодализма в собственном смысле... Большинство отечественных историков-русистов настаивают на наличии феодализма на Руси. Г. Кёнигсбергер (и, кстати сказать, немалое число отечественных историков- медиевистов) с этим не согласен. «Российские историки описывают эту эпоху как период феодализма. На деле это значит лишь одно: в обществе существовал класс крупных землевладельцев, которые происходили либо из скандинавского окружения князей, либо из круга вождей старых славянских племён; впоследствии их стали называть боярами. Однако их земли не являлись ленными владениями, а сами они не были связаны сложной системой договорных отношений господства и верности, что отличало феодализм Западной Европы. «.служилые дворяне хранили верность князю, но не были связаны с той местностью, где находились пожалованные им земли. В силу данного обстоятельства в России так и не развилась та устойчивая региональная солидарность, которая объединяла сеньоров и их вассалов в Латинской Европе». <...> Третья особенность России — отсутствие, за малым, хотя и значительным, исключением (Новгород, Псков), городской автономии. Русские города оставались мелкими и управлялись непосредственно князьями или их наместниками. За исключением Новгорода, ни один русский город не смог создать автономную городскую общину, объединённую самосознанием и местным патриотизмом, что было характерно для остальной Европы. ..И, наконец, четвёртая особенность — факт монгольского завоевания. Раньше принято было считать, что монгольское завоевание коренным образом изменило русские традиции и превратило Россию из европейской страны в азиатскую. Однако большинство современных историков склоняются к мнению, что монгольское нашествие, при всём его глубоком воздействии на русскую историю, вряд ли существенно повлияло на характер русского народа и его традиции. В значительной мере особенности национального характера были сформированы Русской церковью с её традиционной ортодоксальностью и враждебностью ко всему иностранному, особенно к латинским христианам, которых ненавидели и боялись. <...> П.И. Жаворонков Византия в VIII-XII вв. Генезис и развитие феодальных отношенийОб авторе. Пётр Иванович Жаворонков - кандидат исторических наук, российский историк-византинист. Сравните феодальные отношения в Западной Европе (текст базового уровня) и в Византии - укажите основные сходства и различия. Сформулируйте ответ по проблеме. На протяжении пяти веков (VIII-XIII) внутренняя жизнь империи коренным образом изменилась. Старые диоцезы и провинции были заменены новыми военно-административными округами - фемами. Из свободных крестьян разных национальных групп (греков, славян, армян и др.) было создано в VIII в. особое сословие стратиотов. Стратиоты получали от государства в наследственное владение земельные наделы, освобождались от всех налогов, кроме поземельного. За это они должны были нести военную службу в фемном войске. Во главе фем были поставлены стратиги, в руках которых находилась вся военная и гражданская власть в фемах. В византийской деревне в VIII — первой половине IX в. преобладала свободная сельская община. Крупное землевладение, основанное на труде зависимых и рабов, сократилось. В VIII в. начинается процесс феодализации, выражавшийся прежде всего в стремлении крупных светских феодалов подчинить общину своей власти. Завершился он только в XI в. В общине усилилась прослойка богачей, которые, используя право предпочтения, превращали целые деревни в свои поместья и становились динатами. Некоторая часть общинных земель была переведена в разряд воинских, а их владельцы стали стратиотами. В середине Х в. их участки были объявлены неотчуждаемыми, но процесс расслоения продолжался. Поэтому от зажиточного хозяйства выставлялся воин-всадник, а от более бедного - пехотинец. Владелец первого участка постепенно становился мелким вотчинником, наподобие западноевропейского рыцаря. Формирующееся в IX—Х вв. крупное землевладение было феодальным. Раба, колона и свободного арендатора сменил парик - зависимый наследственный держатель земли феодала, императора или казны. В Х в. получает широкое распространение практика дарения церкви и монастырям пустующих земель, поместий с государственными париками. ...Общинник передавал свою землю в собственность феодала, а тот возвращал её прежнему владельцу, ставшему зависимым, на правах пожизненного держания за определённую ренту. К феодальной зависимости вела и передача земли феодалу во временное пользование, когда крестьянин не имел возможности вернуть долг. Временное пользование на практике превращалось в постоянное. В конце XI — начале XII в. в Византии завершился процесс формирования феодального общества. Солемний (пожалование императором своему чиновнику права сбора налога с государственных крестьян. - Прим. ред.) превратился в прению - пожалование не только права сбора налогов, но и самой земли (вначале на срок жизни) на условиях несения службы (чаще военной) в пользу государства... Уже в конце XII в. обнаруживается тенденция к превращению её в наследственное владение. Вотчинники и прониары имели собственные военные отряды, телохранителей, тюрьмы; наделяли землёй верных слуг. Все эти процессы, наиболее чётко проявившиеся в последние десятилетия XII в., вели к созданию феодальной иерархии и к раздроблению страны.
для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Вселенские соборы христианской церкви: от единения к расколу» Блок М. Феодальное общество / Пер. с фр. М.Л. Кожевниковой. - М., 2003. История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. Введение. - М., 1992. История Средних веков : В 2 т. : учеб. для студентов / Под ред. С.П. Карпова. Т. 1. - М., 2001. Кёнигсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400-1500 г. : учеб. для студентов / Пер. с англ.; предисл. Д.Э. Харитоновича. - М., 2001. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992. Культура Византии. В 3 т. - М. : Наука, 1984-1989. Шэйнэ Ж.-К. История Византии. - М. : АСТ, 2006.
|
|
|