Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?

Блеск средневекового Востока: базовый уровень

    Постановка проблемы урока

    Современные ислам и христианство

11 октября 2007 года 138 исламских богословов, среди которых были и россияне, направили к 28 лидерам христианских Церквей призыв к диалогу, основанному на общих ценностях ислама и христианства. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с ответным письмом. «Уверен, что сегодня именно христиане и мусульмане должны быть инициаторами межрелигиозных диалогов... больше общаться и совместно строить общественную жизнь, оказавшись перед одинаковыми вызовами, на которые невозможно ответить в одиночку».

С официального сайта Совета муфтиев России

В современном мире духовные лидеры ислама и христианства противостоят друг другу или сотрудничают на базе общих ценностей?

    Ислам и христианство в Средние века

Отношение средневекового христианства к исламу определяли... (с одной стороны) необходимость учиться у него как у более сильного и знающего, с другой - бороться с ним как с чуждой и враждебной верой.

Из книги А.В. Журавского «Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога» (Россия)

Каждый (мир христианства и мир ислама) был для другого Иным... Временами преобладало мирное сосуществование, чаще же отношения выливались в острое соперничество или по-разному горячие войны.

Из книги С.Ф. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» (США)

В Средние века христианская и исламская цивилизации преимущественно сотрудничали или противостояли друг другу?

Сравните отношения христианства и ислама сегодня и в Средние века: в чём противоречие?

Какую проблему можно сформулировать? Cравните с вариантом авторов (с. 366).

    Повторение необходимых знаний

Вспомните значения слов: религия, христианство, ислам, цивилизация (словарь).

Выделите этапы становления христианской цивилизации в I тыс. (§ 8, 9).

    Решение проблемы

Арабы и возникновение ислама

Какие идеи и условия возникновения ислама могли способствовать пониманию, а какие - непониманию мусульманами и христианами друг друга? Сделайте вывод: почему в Средние века ислам и христианство противостояли друг другу? Как сегодня избежать этого?

Ислам возник в VII в. у арабских племён Аравийского полуострова. Арабы-земледельцы жили в оазисах и торговых городах на побережье. Большинство же арабов было кочевниками- бедуинами, разводившими в пустыне верблюдов, коней и другой скот. Недостаток в пастбищах вынуждал бедуинов воевать друг с другом, толкал на грабёж городов и караванов. При этом именно кочевой образ жизни бедуина считался у арабов правильным, естественным.

Арабы были язычниками: поклонялись солнцу, луне, звёздам, а в каждом племени почитали своих богов в виде природных и рукотворных каменных столбов. Главной общеарабской святыней был храм в Мекке — Кааба — с вделанным в стену чёрным камнем, «упавшим с неба». В начале новой эры жившие среди арабов- горожан иудеи и христиане распространили в Аравии библейские идеи о едином Боге (по-арабски «Аллах»), о грехопадении и изгнании из рая, о завете с Богом, заключённом через пророков Авраама, Моисея, Иисуса. Древние арабские мифы переплетались с новыми идеями. Так, чёрный камень Каабы часть арабов стали считать даром Бога первому человеку — Адаму в память о потерянном рае.

Как раз в Мекке около 570 г. в семье небогатого торговца родился Мухаммед. Согласно преданиям, в 610 г. во сне Мухаммеду явился архангел Гавриил (по-арабски - Джабраил) и призвал его стать пророком Аллаха (единого Бога) — нести людям свет истинной веры, которую одни не знали (арабы-язычники), а другие неверно поняли (евреи-иудеи и христиане). Позднее, согласно преданию, Мухаммед с помощью ангела поднялся на небо, предстал пред троном Аллаха и получил от него знание истинной веры.

Проповедь Мухаммеда, передававшего слова Аллаха о почитании одного Бога, о справедливости и честности, о братстве всех истинно верующих, находила своих сторонников. Однако отказ от почитания древних богов вызвал негодование большинства мекканцев. Опасаясь за свою жизнь, в 622 г. Мухаммед с приверженцами вынужден был бежать в город Ясриб. Это событие (хиджра — переселение) считается началом нового мусульманского летоисчисления.

Вскоре весь Ясриб (переименованный в Медину — «Город пророка») стал единой общиной мусульман (по-арабски — «преданных Богу»). Здесь появилась первая мечеть — место для собраний и молитв. Мухаммед, оставаясь духовным главой мусульман, сделался и их светским правителем. Теперь его пророчества сообщали верующим, как Аллах повелевает организовывать жизнь в государстве во главе с пророком: как каждый мусульманин должен платить налоги, соблюдать законы, защищать общину и веру с оружием в руках. Как бороться с язычниками, но терпимо относиться к людям Писания (евреям-иудеям и христианам), как совершать усилие (джихад) в борьбе со злом в самом себе и в мире.

Арабы-мусульмане начали войну с арабами-язычниками (горожанами и племенами бедуинов). Они стремительно объединились в единую религиозную общину и Арабское государство. В 630 г., заняв Мекку, Мухаммед очистил от идолов Каабу и сделал её главным святилищем мусульман. Откровение, полученное Мухаммедом от Аллаха, уже после смерти пророка было записано его последователями в священной книге мусульман — Коране (от арабского — «чтение»).

Мухаммед с чёрным камнем Каабы

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru