|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 5. Начало российской истории (V—XII в.)
Государства Руси и её соседи: углублённый уровень
Основные гипотезы происхождения названия Руси
Учёные о происхождении названия «Русь»
А.А. ШахматовОб учёном. Алексей Александрович Шахматов (1864-1920) - известный русский историк и филолог, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы. По убеждениям был западником и сторонником «норманнской теории». В книге «Древнейшие судьбы русского племени», изданной в Петрограде в 1918 г., он излагает свою версию возникновения слова «Русь», получившую название «финской лингвистической теории». Форма Русь... так относится к Ruotsi, как древнерусское Сумь... к финскому Suomi. Мне кажется, что элементарные методологические соображения не позволяют отделить современное финское Ruotsi от имени Русь. Следовательно, можно сделать вывод, что в основе летописного «Русь» должен лежать финно-угорский корень. ...финск. суоми Ruotsi «шведы», Ruotsalsinen «Швеция»; эст. Roots «шведы», Rootslane «Швеция»; водск. Rotsi «шведы»; литовск. Ruoli «Швеция» и т.п. Б.А. РыбаковОб учёном. См. с. 184. Имя народа «Русь» или «Рос» появляется в источниках впервые в середине VI в. ... Две формы наименования народа (РОС и РУС) существуют с древнейших времён: византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы IX-XI в. - форму РУС. В русской средневековой письменности употреблялись обе формы: «Русьская земля» и «Правда Росьская». Обе формы дожили вплоть до наших дней: мы говорим РОСсия, но жителя её называем РУСским. Внимательно вглядываясь в географическую терминологию летописей XI-XIII вв., мы замечаем там любопытную двойственность: словосочетание «Русская земля» употребляется то для обозначения всей Киевской Руси или всей древнерусской народности в таких же широких пределах, то для обозначения несравненно меньшей области в лесостепи, ни разу не представлявшей в X-XII вв. политического единства. Если мы тщательно нанесём на карту все упоминания «русских» и «нерусских» областей, то увидим, что существовало ещё и понимание слов «Русская земля» в узком, сильно ограниченном смысле: Киев, Чернигов, река Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северская земля, Курск. Поиски того времени, когда «Русская земля» в узком смысле могла отражать какое-то реальное единство, приводят нас к одному-единственному историческому периоду, VI-VII вв., когда именно в этих пределах распространилась определённая археологическая культура, характеризующаяся пальчатыми фибулами, спиральными височными кольцами, деталями кокошников и наличием привозных византийских вещей. Это культура русско-полянско-северянского союза лесостепных славянских племён, образовавшегося в эпоху византийских походов, в эпоху строительства Киева... В последующее время «русью», «русами», «росами» называли и славян, жителей этой земли, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю. Г.Г. ЛитавринОб учёном. Геннадий Григорьевич Литаврин (1925-2009) - российский историк, академик РАН, специалист по средневековой истории южных славян, Византии и русско-византийских связей. В своих комментариях к труду Константина Багрянородного «Об управлении империей», к главе 9 «О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь», по сути, поддерживает финскую лингвистическую теорию. Исходной формой финского Ruotsi считаются производные от др.-герм. глагола с и.-е. основой *егё-: др.-исл. гоа, др.-англ. rowan - «грести» и др. Предлагались следующие возможные исходные формы: др.-шв. Rodhsin — название жителей области Рослаген (Roslagen<*Rotpslagen, совр. Руден Roden) на восточном побережье Швеции из др.-герм. *rods (ср.: др.-шв. rodher «весло, гребля».). Но уже в ряде карельских и саамских диалектов этноним обнаруживает неоднозначность и используется для обозначения как шведов, так и собственно русских (ср.: др.-рус. «немцы», обозначавшее этнически различные народы Западной Европы, саам. Tara, Tarra — «Норвегия» и «Русь» и др.), т.е. пришлого, иноэтнического населения, собиравшего дань. Ю. Миккола датирует древнейшие славяно-финские лексические связи VIII в.
|
|
|