|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 5. Начало российской истории (V—XII в.)
Государства Руси и её соседи: углублённый уровень (окончание)Археология о проблеме происхождения названия «Русь»На основании этих текстов заполните таблицу «Основные гипотезы происхождения названия Руси». Сделайте свой вывод по проблеме. С.Л. Кузьмин. Ладога в эпоху раннего Средневековья (середина VIII - начало XII в.)Об учёном. Сергей Леонидович Кузьмин — выпускник кафедры археологии Санкт-Петербургского государственного университета, начальник Северо-Западной археологической экспедиции в 1987—2001 гг. Сфера научных интересов — проблемы формирования русской культуры и государственности. Первыми обитателями Ладоги были люди, среди которых доминирующее положение занимала группа норманнов. Появление скандинавского поселения в низовьях Волхова не позднее первой половины 750-х гг., до начала эпохи викингов, нельзя связывать с функционированием путей с Балтики в страны Востока. Скорее его нужно рассматривать в контексте колонизационного движения норманнов, охватившего Восточную Балтику в VI—VII вв. <...> По всей вероятности, не позднее рубежа 760—770-х гг. скандинавская колония прекратила существование в связи с продвижением в Нижнее Поволховье носителей культурных традиций лесной зоны Восточной Европы. Они принесли с собой развитую технику строительства наземных срубных домов, отапливавшихся печью-каменкой, располагавшейся в углу... Материалы III яруса (около 780 г. — около 810 г.) свидетельствуют, что именно в это время происходит становление путей из стран Балтики на Арабский Восток... Об устойчивых связях с Балтикой говорят предметы североевропейского происхождения. Особенно выделяется остриё (булавка?), украшенное парными звериными головками [Рябинин 1986: 23—24]. Облик обитателей поселения некоторым образом характеризуют обломок боевого топора и фрагмент кольчужного плетения... Древнерусский характер культуры поселения в этот период не вызывает сомнения, но интересно отметить представительную серию скандинавских находок (разнотипные фибулы, наконечники ножен мечей, железная шейная гривна с подвесками в виде «молоточков Тора», подвеска с рунической надписью и др.). Эти предметы подтверждают постоянное присутствие в Ладоге норманнов, сохранявших свои культурные и религиозные традиции, которые подпитывались регулярными контактами с Северной Европой и, вероятно, оседанием новых групп выходцев из-за моря. Эта тенденция прослеживается в течение всей второй половины X в. вплоть до начала XI в. А.Ю. Низовский. Сто великих археологических открытий (глава «Гнездово, скандинавский город на Днепре»)Об авторе. Современный историк, автор книг: Задохин А.Г., Низовский А.Ю. Пороховой погреб Европы. - М., 2000; Низовский А.Ю. 100 великих реликвий и сокровищ. - М., 2005; Низовский А.Ю. Величайшие чудеса света: Величайшие сооружения; Величайшие храмы. Величайшие города-памятники и др.: Энциклопедический справочник. - М., 2008. Низовский А.Ю. Русские форменные пуговицы 1797-1917. - М., 2010. Вероятнее всего, возникновение Гнездова было напрямую связано с функцией контроля за днепровским торговым путём - осевшая здесь варяжская дружина занималась сбором дани с проходящих купеческих караванов. В то же время лодки, шедшие по волокам, надо было ремонтировать, нужно было чинить и обновлять одежду и обувь путешественников, пополнять запасы вооружения. Этим объясняется большое количество ремесленников в Гнездове. Находки сельскохозяйственных орудий здесь крайне редки, зато обнаружены археологические материалы, свидетельствующие о существовании кузнечного, слесарного, ювелирного, стеклоделательного, керамического производств. Есть данные о ткачестве, обработке кости, изготовлении ладей. Об интенсивности движения по торговому пути, пролегавшему через Гнездово, свидетельствуют находки тысяч арабских монет- дирхемов, в X-XI вв. являвшихся главным инструментом денежного обращения в Восточной Европе. <...> Обилие скандинавских предметов в гнездовских курганах позволило исследователям предположить, что именно скандинавы-варяги являлись господствующей прослойкой в Гнездове. Во всяком случае большинство предметов скандинавского происхождения, найденных в гнездовских курганах, свидетельствуют о принадлежности погребённых к самому высокому классу. В их могилах найден самый богатый инвентарь, в том числе дорогие «франкские» мечи (всего их обнаружено семнадцать), обычные для раннесредневековой Европы: длина - около 1 м, лезвие обоюдоострое, широкое, рукоять часто украшена инкрустацией из серебряных нитей. Скандинавское происхождение имеют и найденные в Гнездове наконечники копий. Один из них, сделанный из высококачественной дамасской стали, просто огромен: его длина составляет почти полметра! Наконечники этого типа изготовлялись в Скандинавии в IX — начале X в. Особое место среди находок в гнездовских курганах занимают многочисленные украшения женщин-скандинавок. Это прежде всего золочёные бронзовые застёжки-фибулы. По форме они напоминают скорлупку яйца, поэтому их называют скорлуповидными. Эти фибулы, украшенные характерным скандинавским орнаментом, являлись частью племенного наряда. Их датировка хорошо разработана по аналогичным находкам в Бирке (Швеция). Экземпляры, найденные в Гнездове, в основном относятся ко второй половине X в. Типичное скандинавское мужское украшение — железные гривны с молоточками Тора. Этот предмет был связан с языческой религией скандинавов и датируется X — началом XI в. Подобные гривны хорошо известны археологам по находкам в шведских раннесредневековых погребениях. В Гнездове обнаружено около трети всех найденных на территории Восточной Европы скандинавских языческих амулетов. Несмотря на то что характер Гнездовского поселения близок многим поселениям Скандинавии, абсолютное большинство керамики, найденной в Гнездове, свидетельствует о том, что она сделана местными мастерами. Это типичная славянская посуда. Некоторые образцы керамики указывают на связи с юго-западом, откуда, вероятно, пришла часть гнездовских славян. Проблема интерпретации гнездовских находок на протяжении многих лет оставалась камнем преткновения для исследователей. Большую негативную роль в разрешении загадок Гнездова сыграло целиком надуманное противостояние концепций «норманнизма- антинорманнизма», пришедшее в науку из политики и собственно к науке никакого отношения не имеющее. По поводу роли скандинавов в истории Древней Руси русский историк Н.А. Полевой ещё в 1829 г. написал следующее: «Будучи рассеяны в малом числе, принуждены обращаться и жить со славянами, имея грубые и нетвёрдые понятия обо всём, кроме понятия о свободе и корысти, варяги, скорее всего, утратили свои народные отличительные черты: религию, язык и обычаи». Этот вывод до сих пор никем не опровергнут, и даже с сегодняшних позиций, хорошо зная круг скандинавских источников, касающихся деятельности скандинавов на Руси, можно сказать, что данная Н.А. Полевым характеристика, при всей своей лаконичности и некоторой упрощённости, очень метко отражает суть дела в этом вопросе. Гнездовские находки, по существу, являются лишь ярким подтверждением выводов Н.А. Полевого. Археолог Т.А. Пушкина, работавшая в Гнездове, пишет, что первоначально Гнездовский посёлок населяли балты и скандинавы, которые к концу X столетия были ассимилированы славянами.
Список литературы для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Современный взгляд на происхождение государства на Руси» Алексеев С.В. Славянская Европа V—VI вв. - М. : Вече, 2008. Гедеонов С.А. Варяги и Русь. - М., 2005. Клейн Л.С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. - СПб. : Евразия, 2008. Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь. - М., 2005.
|
|
|