|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 5. Начало российской истории (V—XII в.)
§ 15. Выбор веры и его значение: углублённый уровень (продолжение)С.В. ЮшковОб учёном. Серафим Владимирович Юшков (1888-1952) - историк государства и права, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР, академик АН Казахской ССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Основал науку «История государства и права». Ему принадлежат фундаментальные исследования «Русской Правды» и феодальных отношений в Киевской Руси. Отцом его был Владимир Иванович Юшков, деятель Русской православной церкви, с 1924 г. - епископ Серафим. Пока боярские вотчины не доразвились до степени сеньорий, процесс феодализации развивался, главным образом, на основе церковного землевладения. Церковь первоначально была очагом новгородского феодализма и принимала деятельнейшее участие в тех процессах, которые вели к сеньоризации Новгородских земель. Особенностью развития феодальных отношений в Новгороде является и то, что в самом Новгороде стали создаваться институты, которые во многом напоминают институты городов западного Средневековья... Что касается Ростово-Суздальской земли, то там феодализация осуществлялась преимущественно на основе княжеского землевладения и была в зачаточном состоянии. Особенностью развития феодализма в Северо-Восточной Руси являлась замедленность и слабая выраженность. Феодальные отношения тут только зарождались. Юшков С.В. Феодальные отношения в Киевской Руси. С. 101, 105. Концепции феодализма Киевской Руси в советской историографии(обзор по статье Ю.Г. Алексеева и В.В. Пузанова) Об учёных. Юрий Георгиевич Алексеев (р. 1926) - один из крупнейших историков, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского университета (с 1980 г.). Известен многочисленными трудами, в частности, по изучению развития феодализма в Русских землях. Выводы, к которым пришёл учёный в своих первых исследованиях, дали ему основания утверждать, что процесс феодализации средневекового русского общества был завершён только в конце XVI в. Виктор Владимирович Пузанов (р. 1960) - историк, ученик И.Я. Фроя- нова, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории Удмуртского государственного университета, директор Центра истории образования, науки и культуры УдГУ. Концепция Б.Д. Грекова, стройная и логичная на первый взгляд, страдала схематичностью, статичностью и несоответствиями многих концептуальных положений историческим фактам. В частности, ни Б.Д. Грекову, ни его сторонникам не удалось доказать фактическими данными наличие вотчинного землевладения в IX—X вв. и тем более в предшествующий период. Это обстоятельство подрывало устои главной идеи Б.Д. Грекова о феодальном, классовом характере древнерусского общества, что, в свою очередь, разрушало и научные конструкции, представлявшие Киевскую Русь в виде раннефеодальной монархии. Ведь если не было крупного землевладения, то, следуя в обратном порядке логике Б.Д. Грекова, не могло быть и классов и, следовательно, государства как продукта классового общества. Поэтому с конца 1940-х гг. ряд историков начали поиски новых путей феодализации и классообразования в древнерусском обществе. Итогом их стало становление концепции «государственного феодализма», окончательно оформившейся в 1950-е гг. в трудах Л.В. Черепнина и его последователей. В отличие от Б.Д. Грекова, рассматривавшего становление феодальных отношений по линии формирования вотчинного землевладения и эксплуатации, в его рамках, обезземеленных крестьян, Л.В. Черепнин и его сторонники вели речь о формировании, прежде всего, верховной собственности на землю (персонифицировавшейся в князе, государстве и т.п.) и эксплуатации лично свободного крестьянства посредством дани-ренты... Ученик Б.Д. Грекова И.И. Смирнов, разделяя основные положения своего учителя, в отличие от него, пошёл по пути изучения самого процесса перехода свободных крестьян в зависимое состояние. Он исходил из тезиса о достаточно длительном периоде существования свободной общины и наблюдал признаки её и в XIV-XV вв. в Средней (то есть Северо-Восточной) Руси. Наличие огромных массивов чёрных волостей и свободного крестьянства в XIV—XV вв. ставило под серьёзное сомнение само существование феодального строя в Древней Руси. Требовалось. отказаться от заранее заданных выводов и посмотреть на историческую действительность не через какие-либо очки. На рубеже 1960-1970-х гг. эту задачу и поставил перед собой И.Я. Фроянов. Алексеев Ю.Г., Пузанов В.В. Проблемы истории средневековой Руси в трудах И.Я. Фроянова «Исследования по русской истории и культуре». Сборник статей к 70-летию проф. И.Я. Фроянова. - М., 2006. С. 3-23. Основные трактовки понятия «феодализм»Сформулируйте, чем отличаются приведённые ниже трактовки понятия «феодализм». Можно ли применить одну из них для характеристики сложившейся системы отношений в Киевской Руси? СОВЕТСКАЯ/РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯФеодализм (нем. Feudalismus, франц. feodalite, от позднелатинского feodum, feudum, феод) - классово антагонистическая формация, представляющая — во всемирно-историческом развитии — этап, стадиально следующий за рабовладельческим строем и предшествующий капитализму, в истории многих народов Ф. был первой классово антагонистической формацией (т.е. непосредственно следовал за первобытнообщинным строем). ...Ряд общих черт характеризует производственные отношения этого строя. Во-первых, наличие феодальной собственности, выступающей как монополия господствующего класса (феодалов) на основное средство производства — землю... Во-вторых, наличие у крестьянина самостоятельного хозяйства, ведущегося на формально «уступленном» ему господином наделе, который фактически находился в наследственном пользовании одной и той же возделывавшей его крестьянской семьи. Из отношений феодальной собственности вытекало «право» феодала на безвозмездное присвоение прибавочного продукта крестьянского труда, т.е. право на феодальную земельную ренту... Большая советская энциклопедия Социально-экономическая формация, предшествующая капитализму. Социально-экономическая система, которая существовала в Западной, Центральной и Восточной Европе, а также в Закавказье, Средней Азии и в некоторых других регионах. В основе феодализма лежали поземельные и межличностные отношения: вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и земельного собственника (феодала). Феодализму свойственны сословноюридическое неравенство, закреплённое правом, и специфическая военная организация. Духовно-нравственной и идеологической основой феодализма стало христианство, которое определяло характер культуры и быта. История Отечества с древнейших времён до наших дней : Энциклопедический словарь. - М., 1999. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯФеодали́зм (от лат. feudum — лен) — социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов - феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчинённое положение; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница. Из Википедии В.В. Карева о феодализмеОб учёном. Валентина Валентиновна Карева - российский историк, автор множества работ по эпохе западноевропейского Средневековья о феодализме, в т.ч. учебника «История Средних веков» (ПСТБИ, 1999). Для производственных отношений феодального строя Западной Европы характерно, прежде всего, господство крупной земельной собственности, которая вся сосредоточена в руках класса феодалов... Другой важной чертой феодального общества... является сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, т.е. крестьян, которым феодалы на разных условиях раздавали в держание землю. Крестьяне в феодальном обществе, получая от феодалов землю в держание, никогда не становились её полными собственниками. В области права к этим специфически феодальным особенностям принадлежит условный характер феодальной земельной собственности и связанное с ним разделение права собственности на землю между несколькими феодалами по знаменитой схеме «Вассал моего вассала - не мой вассал». Самой развитой формой феодальной собственности на Западе был феод (лат. feodum), или лен. Феод давался феодалу за обязательное несение военной службы и выполнение некоторых других обязательств (как правило, военных) в пользу вышестоящего сеньора. Феод уходил из рода со смертью его получателя. Если в роду были сыновья, продолжившие службу отца, то феод (лен) мог считаться наследственным. Карева В.В. История Средних веков. Понятие и сущность западноевропейского феодализма.
|
|
|