Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 5. Начало российской истории (V—XII в.)

§ 15. Выбор веры и его значение: углублённый уровень

    Учёные о феодализме и христианстве на Руси

    Постановка проблемы урока

    Б.Д. Греков и С.В. Бахрушин

Мы не ошибёмся, если скажем, что с IX в. во всяком случае можно говорить о наличии на Руси феодального способа производства, можно говорить об оформлении феодального базиса.

Гоеков БД. Киевская Русь. - М.; Л., 1953. С. 125-126.

Христианство стало проводником в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими феодальными государствами.

Бахрушин С.В. К вопросу о Крещении Киевской Руси / Историк-марксист. 1937. № 2. С. 40-77.

    И.Я. Фроянов

...Подавляющая масса земледельческого населения Киевской Руси оставалась свободной. Поэтому и рабовладельческий уклад, и феодальный решительно проигрывали по сравнению с общинным укладом...

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социальноэкономического строя. - СПб., 1999. С. 294.

...Большое значение имел определённый демократизм византийской церкви, известная терпимость её служителей по отношению к язычеству.

Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Глава 1. С. 6.

Сравните две характеристики общественного строя Древней Руси: в чём они противоречат друг другу?

Сформулируйте научную проблему и сравните с вариантом авторов (с. 366).

    Решение проблемы

Учёные о феодализме и христианизации Руси

На основании мнений учёных сформулируйте свою точку зрения: существовал ли на Руси феодализм? Сделайте свой вывод по проблеме: Древняя Русь - страна феодальная и христианская или нефеодальная и двоеверная?

И.Я. Фроянов

    Об учёном. Игорь Яковлевич Фроянов (р. 1936) - советский и российский историк, доктор исторических наук, общественный деятель, писатель, декан исторического факультета Санкт-Петербургского университета.

Мы убеждены, что генезис феодализма есть проблема, тесно связанная с возникновением и ростом крупного землевладения, покоящегося на частном праве.

Со времён антов в недрах первобытного общества зародился рабовладельческий уклад, который в связи с развитием крупного землевладения во второй половине X—XI в. вступает в новую стадию развития. Примерно со второй половины XI в. развивается феодальный уклад, вследствие чего вотчина становится одновременно и рабовладельческой, и феодальной. Но в целом феодальный уклад уступал рабовладельческому. Однако подавляющая масса земледельческого населения Киевской Руси оставалась свободной. Поэтому и рабовладельческий уклад, и феодальный решительно проигрывали по сравнению с общинным укладом...

    Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. - СПб., 1999. С. 129, 293-294.

Б.Д. Г реков

    Об учёном. Борис Дмитриевич Греков (1882-1953) - известный советский историк, член АН СССР и нескольких иностранных академий, известен масштабными исследованиями по истории Киевской Руси.

...Основное занятие наших предков в эти древние времена было земледелие (подсечное и пашенное); неизбежно заключение, что челядь прежде всего работает на земле, обрабатывает землю и своим земледельческим трудом кормит своего хозяина- господина-мужа-рыцаря. Это заключение полностью подтверждается «Правдой» Ярославичей (см. с. 29, 86-93), где вотчина с её сельским хозяйством изображена с такой ясностью, что её может не видеть только тот, кто не хочет её видеть. Игнорировать вопрос о том, когда успела возникнуть эта вотчина, к XI в. представляющая собой полную картину крупного земельного владения с явным преобладанием сельского хозяйства, невозможно. Десятилетиями такие процессы не измеряются. Тут необходимы столетия.

Стоит заглянуть внимательно в «Правду» Ярославичей, чтобы убедиться в том, что тут действительно изображено княжеское хозяйство, княжеская усадьба с полями, устойчиво существующими.

    Греков Б.Д. Киевская Русь. - М.; Л., 1953. С. 125-126.

И.Я. Фроянов

    Об учёном. См. с. 222.

Не являлся простой случайностью и выбор новой веры, павшей на христианство византийского толка. Для древнерусского общества с его доклассовой структурой большое значение имел определённый демократизм византийской церкви, известная терпимость её служителей по отношению к язычеству.

    Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Глава 1. С. 6.

...Нет никаких оснований рассматривать Церковь как ускоритель феодализации Древней Руси, а христианство - как классовую идеологию, освящавшую феодальное угнетение. <...> На Руси Церковь встретилась с доклассовым обществом, к которому ей пришлось приспосабливаться.

    Загадка Крещения Руси. - М.: Эксмо-пресс, 2009. Глава III. Заключение или Некоторые выводы о значении и последствиях Крещения Руси?

М.Н. Покровский

    Об учёном. Михаил Николаевич Покровский (1868-1932) - историк, ученик В.О. Ключевского, партийный и государственный деятель, глава марксистской исторической школы в СССР, академик АН СССР. Выступал за идеологизацию и милитаризацию высшего образования. Крылатая фраза Покровского: «История есть политика, опрокинутая в прошлое». Похоронен в Кремлёвской стене.

...Христианская церковь обязана своим существованием и процветанию в России князьям и боярам. Когда у нас начал образовываться верхний слой общества, он гнушался старыми, славянскими религиозными обрядами и славянскими колдунами, «волхвами», а стал выписывать себе вместе с греческими шёлковыми материями и золотыми украшениями и греческие обряды, и греческих «волхвов», священников. Православная церковь, конечно, всячески раздувала значение этого события, так называемого «крещения Руси», но на самом деле перемена была чисто внешняя, и дело шло об изменении именно обрядов. В существе же своём языческие верования не изменились.

    Покровский М.Н. Избр. произв. - М., 1967. Кн. 3. С. 36, 37.

С.В. Бахрушин

    Об учёном. Сергей Владимирович Бахрушин (1882-1950) - русский советский историк, ученик В.О. Ключевского, член-корреспондент АН СССР (1939), действительный член АПН РСФСР (1945), профессор МГУ. В 1940-1950-х гг. был заведующим сектором истории СССР периода феодализма.

Коренная причина принятия Русью христианства открылась исследователю в социальных и культурных условиях, сложившихся в древнерусском обществе в X в. В это время образуется слой феодальной знати, которая «торопилась освятить свои притязания на господствующее положение». Христианство стало «энергичным поборником» передового (по сравнению с первобытнообщинным строем) феодального способа производства, ускоряя процесс феодализации на Руси. Церковь также являлась активной проводницей феодализма в древнерусском обществе. Христианство стало «проводником в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими феодальными государствами».

    Бахрушин С.В. К вопросу о Крещении Киевской Руси / Историк-марксист. 1937. № 2. С. 40-77.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru