|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 5. Начало российской истории (V—XII в.)
§ 15. Выбор веры и его значение: углублённый уровеньУчёные о феодализме и христианстве на Руси
Сравните две характеристики общественного строя Древней Руси: в чём они противоречат друг другу? Сформулируйте научную проблему и сравните с вариантом авторов (с. 366).
Учёные о феодализме и христианизации РусиНа основании мнений учёных сформулируйте свою точку зрения: существовал ли на Руси феодализм? Сделайте свой вывод по проблеме: Древняя Русь - страна феодальная и христианская или нефеодальная и двоеверная? И.Я. ФрояновОб учёном. Игорь Яковлевич Фроянов (р. 1936) - советский и российский историк, доктор исторических наук, общественный деятель, писатель, декан исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Мы убеждены, что генезис феодализма есть проблема, тесно связанная с возникновением и ростом крупного землевладения, покоящегося на частном праве. Со времён антов в недрах первобытного общества зародился рабовладельческий уклад, который в связи с развитием крупного землевладения во второй половине X—XI в. вступает в новую стадию развития. Примерно со второй половины XI в. развивается феодальный уклад, вследствие чего вотчина становится одновременно и рабовладельческой, и феодальной. Но в целом феодальный уклад уступал рабовладельческому. Однако подавляющая масса земледельческого населения Киевской Руси оставалась свободной. Поэтому и рабовладельческий уклад, и феодальный решительно проигрывали по сравнению с общинным укладом... Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. - СПб., 1999. С. 129, 293-294. Б.Д. Г рековОб учёном. Борис Дмитриевич Греков (1882-1953) - известный советский историк, член АН СССР и нескольких иностранных академий, известен масштабными исследованиями по истории Киевской Руси. ...Основное занятие наших предков в эти древние времена было земледелие (подсечное и пашенное); неизбежно заключение, что челядь прежде всего работает на земле, обрабатывает землю и своим земледельческим трудом кормит своего хозяина- господина-мужа-рыцаря. Это заключение полностью подтверждается «Правдой» Ярославичей (см. с. 29, 86-93), где вотчина с её сельским хозяйством изображена с такой ясностью, что её может не видеть только тот, кто не хочет её видеть. Игнорировать вопрос о том, когда успела возникнуть эта вотчина, к XI в. представляющая собой полную картину крупного земельного владения с явным преобладанием сельского хозяйства, невозможно. Десятилетиями такие процессы не измеряются. Тут необходимы столетия. Стоит заглянуть внимательно в «Правду» Ярославичей, чтобы убедиться в том, что тут действительно изображено княжеское хозяйство, княжеская усадьба с полями, устойчиво существующими. Греков Б.Д. Киевская Русь. - М.; Л., 1953. С. 125-126. И.Я. ФрояновОб учёном. См. с. 222. Не являлся простой случайностью и выбор новой веры, павшей на христианство византийского толка. Для древнерусского общества с его доклассовой структурой большое значение имел определённый демократизм византийской церкви, известная терпимость её служителей по отношению к язычеству. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Глава 1. С. 6. ...Нет никаких оснований рассматривать Церковь как ускоритель феодализации Древней Руси, а христианство - как классовую идеологию, освящавшую феодальное угнетение. <...> На Руси Церковь встретилась с доклассовым обществом, к которому ей пришлось приспосабливаться. Загадка Крещения Руси. - М.: Эксмо-пресс, 2009. Глава III. Заключение или Некоторые выводы о значении и последствиях Крещения Руси? М.Н. ПокровскийОб учёном. Михаил Николаевич Покровский (1868-1932) - историк, ученик В.О. Ключевского, партийный и государственный деятель, глава марксистской исторической школы в СССР, академик АН СССР. Выступал за идеологизацию и милитаризацию высшего образования. Крылатая фраза Покровского: «История есть политика, опрокинутая в прошлое». Похоронен в Кремлёвской стене. ...Христианская церковь обязана своим существованием и процветанию в России князьям и боярам. Когда у нас начал образовываться верхний слой общества, он гнушался старыми, славянскими религиозными обрядами и славянскими колдунами, «волхвами», а стал выписывать себе вместе с греческими шёлковыми материями и золотыми украшениями и греческие обряды, и греческих «волхвов», священников. Православная церковь, конечно, всячески раздувала значение этого события, так называемого «крещения Руси», но на самом деле перемена была чисто внешняя, и дело шло об изменении именно обрядов. В существе же своём языческие верования не изменились. Покровский М.Н. Избр. произв. - М., 1967. Кн. 3. С. 36, 37. С.В. БахрушинОб учёном. Сергей Владимирович Бахрушин (1882-1950) - русский советский историк, ученик В.О. Ключевского, член-корреспондент АН СССР (1939), действительный член АПН РСФСР (1945), профессор МГУ. В 1940-1950-х гг. был заведующим сектором истории СССР периода феодализма. Коренная причина принятия Русью христианства открылась исследователю в социальных и культурных условиях, сложившихся в древнерусском обществе в X в. В это время образуется слой феодальной знати, которая «торопилась освятить свои притязания на господствующее положение». Христианство стало «энергичным поборником» передового (по сравнению с первобытнообщинным строем) феодального способа производства, ускоряя процесс феодализации на Руси. Церковь также являлась активной проводницей феодализма в древнерусском обществе. Христианство стало «проводником в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими феодальными государствами». Бахрушин С.В. К вопросу о Крещении Киевской Руси / Историк-марксист. 1937. № 2. С. 40-77.
|
|
|