|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 5. Начало российской истории (V—XII в.)
§ 15. Выбор веры и его значение: углублённый уровень (окончание)Письменные источники об основных вехах перехода Руси от первобытного общества к цивилизацииНа основании данных текстов определите, какие этапы проходила Киевская Русь на пути к цивилизации. Сделайте вывод по проблеме. Повесть временных летОб источнике. См. с. 207. В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира». И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине всё разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу». <...> Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле... <...> Владимир же был просвещён сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове. Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нём Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани. И сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города... В год 6504 (996). Увидел Владимир, что церковь построена, вошёл в неё и помолился Богу... И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой Святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, — да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства. Повесть временных лет, 2003. Русская ПравдаОб источнике. Условное название древнерусского правового сборника, который сохранился только в списках (копиях) XIII-XV вв. и более позднего времени. Большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период её создания - 1019-1054 гг. Краткая правда Статья 33 За самовольное истязание смерда, без княжьего дозволения, платить 3 гривны штрафа. За истязание огнищанина, тиуна или мечника платить 12 гривен (с. 197). Статья 34 А если распашут полевую межу или срубят межевой столб, то платить 12 гривен штрафа (с. 203). Статья 35 А если кто украдёт ладью, платит хозяину 30 резан за ладью и 60 резан штрафа князю (с. 206). Статья 36 А за голубя или курицу 9 кун. А за утку, гуся, журавля или лебедя платить 30 резан хозяину и 60 резан штрафа князю (с. 210). Пространная правда Статья 2 По кончине Ярослава соединились дети его: Изяслав, Святослав, Всеволод и их мужи. и отменили мщение смертью за убийство и постановили, вместо того, откупаться кунами, а прочее всё оставили в том виде, как узаконено было при Ярославе (с. 242). Статья 3 Если кто убьёт княжьего мужа, сделав насильственное на него нападение, и если убийца не будет отыскан, то платит за него виру — 50 гривен та округа, где совершилось убийство; если же убитый будет людин, то есть свободный человек, то 40 гривен (с. 252). Статья 62 Если господин бьёт закупа за дело, он за то не отвечает, если же он бьёт его пьяный, сам не зная за что, без вины, то должен платить за обиду закупа, как платят за оскорбление свободного (с. 524). Правда Русская. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947 Слово о погибели земли РусскойОб источнике. «Слово о погибели земли Русской после смерти великого князя Ярослава» - это отрывок из недошедшего до нас произведения о судьбах Руси. Начальный фрагмент сохранился благодаря тому, что псковский книжник в середине XV в. использовал часть «Слова» как предисловие к одному из списков «Жития Александра Невского». О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, боярами честными, вельможами многими — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
Список литературы для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Европейские связи Руси» Алексеев Ю.Г., Пузанов В.В. Проблемы истории средневековой Руси в трудах И.Я. Фроянова. Исследования по русской истории и культуре. Сборник статей к 70-летию проф. И.Я. Фроянова. — М., 2006. Греков Б.Д. Киевская Русь. — М.; Л., 1953. Русская Правда. — М., 2006. Фроянов И.Я. Загадка Крещения Руси. — М., 2009. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Г лавные черты социально-экономического строя. — СПб., 1999. Повесть временных лет. 2003.
|
|
|