|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 6. Битвы развитого Средневековья: от монгольского нашествия до национальных государств — как формировалась современная карта народов и государств?
Походы крестоносцев и монголов: углублённый уровень
Сравните оценки походов крестоносцев и монголов: в чём они противоречат друг другу? Какой вопрос возникает на основании этого противоречия? Cравните с вариантом авторов (с. 366).
Ознакомьтесь с текстами по проблеме и заполните таблицу. Сделайте свой вывод: походы крестоносцев и монголов - войны захватнические или оборонительные?
Российские и зарубежные историки о характере Крестовых походов и целях крестоносцевЗапишите аргументы историков в таблицу (см. выше) и сравните их мнения. Чью позицию вы разделяете? Сделайте вывод по проблеме урока. М.А. Заборов. Крестовые походыОб авторе. Михаил Абрамович Заборов - талантливый исследователь- медиевист, крупнейший специалист по истории Крестовых походов в СССР, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института международного рабочего движения АН СССР (ныне - Институт сравнительной политологии РАН). Основную причину Крестовых походов, согласно бытовавшему в то время в советской стране официальному мнению, видел в жажде наживы и желании захвата новых территорий крестоносцами, отрицая наличие духовных устремлений как таковых. Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья. <...> Их организатором являлась Католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн. <...> Завоевания турок-сельджуков дали повод папству развернуть на Западе широкую проповедь в пользу войны с мусульманским Востоком. ...Цели феодалов и крестьян в Крестовых походах были различны. Мелкое рыцарство, испытывавшее в конце XI в. острый недостаток в земле и стеснение в денежных средствах, стремилось к захватам поместий и грабежам в восточных странах. Крупные феодалы <...> рассчитывали добиться увеличения своих владений и вместе с тем усиления своего политического влияния путём создания на Востоке новых, подвластных им государств. Напротив, крестьяне, доведённые до отчаяния непомерным феодальным гнётом, отправляясь «за море», надеялись обрести в дальних странах свободу от крепостных уз и материальный достаток <...>. В Крестовых походах активно участвовало купечество североитальянских городских республик: Венеции, Генуи, Пизы, имевшее намерение расширить и упрочить свои позиции в левантийской (восточносредиземноморской) торговле. ...Религиозные мотивы постепенно утратили реальное значение, хотя формально и продолжали оставаться знаменем Крестовых походов. Вдохновителем, организатором и активным участником Крестовых походов неизменно являлась Католическая церковь во главе с папами. <...> Папство хотело, с одной стороны, удалить из Европы рыцарскую вольницу, представлявшую постоянную угрозу для церковного землевладения, а с другой - использовать военную силу рыцарства для установления своего господства над всем христианским миром... Крестовые походы // История Средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. — М., 1977. Т. 1. С. 201-202. Т.Ф. Мэдден. Краткая история Крестовых походовОб авторе. Томас Ф. Мэдден - современный американский историк, декан исторического факультета Университета Сент-Луиса, адъюнкт-профессор, автор ряда работ, в числе которых «Краткая история Крестовых походов» и «Четвёртый крестовый поход: завоевание Константинополя ». Христиане XI в. вовсе не были фанатичными параноиками. Мусульманская угроза была реальностью. <...> Со времён Мухаммеда средством распространения мусульманства был меч. ...Крестовые походы <...> были не измышлением властолюбивых пап и жадных рыцарей, а реакцией на более чем 400 лет завоевательных войн, путём которых мусульмане к тому времени захватили уже две трети бывшего христианского мира. ...Это показали лишь исследования последних двух десятилетий. Учёные обнаружили, что рыцари-крестоносцы были по большей части людьми обеспеченными, имевшими в Европе обширные владения. Однако же они по своей воле бросали всё и брались за святое дело. Крестовый поход был удовольствием не из дешёвых. Даже богатые владетели, взявшись за него, легко могли оставить нищими самих себя и свою родню. <...> Рыцари остро сознавали свою греховность и готовы были принять тяготы Крестового похода как покаянный акт милосердия и любви. <...> Крестовые походы были удивительно невыгодны с точки зрения грабежа. Разбогатело всего несколько человек, подавляющее большинство вернулось ни с чем. Освобождение Иерусалима было, таким образом, не колониальным захватом, а возвращением владений законному хозяину (Господу) и открытым объявлением любви человека к Богу. Статья «О подлинной истории Крестовых походов», опубликованная в журнале «Crisis» от 4 апреля 2002 г.
|
|
|