|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 6. Битвы развитого Средневековья: от монгольского нашествия до национальных государств — как формировалась современная карта народов и государств?
Походы крестоносцев и монголов: углублённый уровень (продолжение)Призыв папы римского Урбана II к Крестовому походу в 1096 г.Как папа Урбан II объяснял цели/причины Крестовых походов? Сравните, как это соотносится с мнением современных историков. Запишите важные факты в таблицу (см. с. 259). Сделайте вывод по проблеме: Крестовые походы имели захватнические или оборонительные цели? Роберт Реймский. Иерусалимская история (Клермонский собор. 1096 г.)Об источнике. «Иерусалимская история», по сути, состоит из воспоминаний и жизнеописаний двух человек. Сам монах Роберт Реймский лично присутствовал на Клермонском соборе, а впоследствии побывал на Святой земле. Спустя примерно 25 лет по просьбе автора, безвестного аббата, он переработал рукопись, посвящённую Первому крестовому походу. В результате родилась книга «Иерусалимская история», описывающая события от Клермонского собора до захвата крестоносцами Иерусалима, под авторством Роберта Реймского. ...Разрешив на нём (соборе) дела церковные, господин папа вышел на обширную размерами площадь, ибо никакое помещение не могло вместить всех [присутствовавших]. И вот папа обратился ко всем с убедительной речью. ...От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие. что народ персидского царства, иноземное племя, чуждое Богу, народ, упорный и мятежный, неустроенный сердцем и неверный Богу духом своим, вторгся в земли этих христиан, опустошил их мечом, грабежами, огнём, самих же их частью увёл в свой край [в полон], частью же погубил постыдным умерщвлением, а церкви Божьи либо срыл до основания, либо приспособил для своих обрядов. Они опрокидывают алтари, оскверняя их своими испражнениями <...> [если] им хочется предать кого- нибудь позорной смерти, пронзают посреди живота, привязывают к дереву и, гоняя вокруг него, хлестают до тех пор, пока из них не выпадают внутренности. <...> Кому выпадает труд ответить за всё это, <...> кому, как не вам, которых Бог превознёс перед всеми силою оружия и величьем духа.? ...если вас удерживает нежная привязанность к детям, и родителям, и жёнам, поразмыслите снова над тем, что говорит Господь в Евангелии: «Кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». ...Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите её себе; земля же та, как гласит Писание, течёт млеком и мёдом. История Крестовых походов в документах и материалах / Пер. М.А. Заборова. — М., 1975. С. 51-55. Гийом Тирский. История деяний в восточных краях. Глава «Взятие Иерусалима»Об авторе. Гийом (Вильгельм) Тирский (1130-1193) - французский священник, родившийся спустя 30 лет после взятия Иерусалима в 1099 г. Вырос в Иерусалимском королевстве крестоносцев, стал его архиепископом, историком и советником короля Балдуина. Участвовал в организации Третьего крестового похода. Свою «Историю...» писал по воспоминаниям живых очевидцев и участников. При этом заявил, что руководствуется правилом: «Утаивать истину о событиях непозволительно и противно долгу историка; тем более грешно пятнать истину ложью и выдавать за истину легковерному потомству то, что заведомо ложно», несмотря на то что «описывать деяния королей и опасно, и весьма рискованно». До штурма. С наступлением дня всё войско в полном вооружении. подступило к городу. У всех было одно-единственное намерение: или отдать жизнь за Христа, или возвратить городу христианскую свободу. <...> После штурма. Невозможно было смотреть без ужаса, как валялись всюду тела убитых и разбросанные части тела и как вся земля была залита кровью. И не только обезображенные трупы и отрубленные головы представляли страшное зрелище, но ещё более приводило в содрогание то, что сами победители с головы до пят были в крови. <...> Разделившись на отряды, врывались в дома и хватали отцов семейств с жёнами, детьми и всеми домочадцами и закалывали их мечами или сбрасывали с каких-либо возвышенных мест на землю, так что они погибали, разбившись. При этом каждый, ворвавшись в дом, обращал его в свою собственность со всем, что находилось в нём, ибо ещё до взятия города было согласовано между крестоносцами, что по завоевании его каждый сможет владеть на вечные времена по праву собственности, без смущения, всем, что ему удастся захватить. Потому они особенно тщательно осматривали город и более дерзко убивали граждан. Они проникали в самые уединённые и тайные убежища, вламывались в дома жителей, и каждый вешал на дверях дома щит или какое-либо другое оружие как знак для приближающегося - не останавливаться здесь, а проходить мимо, ибо место это уже занято другими. Средневековая латинская литература IV-IX вв. / Пер. Т.И. Кузнецовой. - М., 1970. Историки и политики о причинах монгольских завоеванийЗапишите аргументы историков и политиков в таблицу и сравните причины монгольских завоеваний и Крестовых походов. Сделайте вывод по проблеме урока. Г.В. Вернадский. Монголы и РусьОб авторе. См. с. 243. ...Монгольское вторжение «может быть описано поистине как одно из наиболее ужасных несчастий, которые когда-либо постигали человечество». <...> Одной из побудительных причин для монгольского воина была его часть в военной добыче, но этот мотив поведения относится в равной степени и к воинам иных кочевых племён. <...> Внезапный взрыв агрессии среди монголов в начале XIII столетия всё ещё остаётся психологической загадкой. <...> Чингисхан не принадлежал ни к одной из великих укоренившихся церквей; его называли язычником как мусульмане, так и христиане. ...Во все критические моменты своей жизни Чингисхан вспоминал «Вечное Голубое Небо». Но он не позволял шаманам вмешиваться в государственные дела. Итак, мы не можем сказать, что Чингисхан принадлежал к шаманистской «церкви»; наоборот, он полагал, что связь между ним и церковью была личной. И это понимание было сопряжено с осознанием собственной миссии — завоевать мир, чтобы установить в нём универсальное состояние мира. <...> Суммируя, мы можем сказать, что Чингисхан был вдохновлён религиозным чувством, связанным с идеалом универсального государства. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Глава 1. Монгольские завоевания. - Тверь-М.: Леан; Аграф, 1997. Н. ЭнхбаярОб авторе. Намбарын Энхбаяр (р. 1958) - монгольский политик и культурный деятель (по национальности - бурят), учился в Москве в Литературном институте и в Великобритании. В 1997-2005 гг. - лидер оппозиции правящей Монгольской демократической партии. В 20052009 гг. - после победы на выборах - президент Монголии. ...Агрессия и захват чужих земель не были конечной целью походов Чингисхана. На первом этапе они в основном носили характер самообороны. Впоследствии, в силу многих обстоятельств, причины военных походов Чингисхана изменились. Он пришёл к убеждению, что «на небе должен быть один бог, а на земле — один хан» и что все его замыслы будут реализованы благодаря покровительству Неба. Его концепция создания мировой империи была оригинальной, её можно рассматривать как один из средневековых вариантов современной политики глобализации. Предисловие к книге «Чингисиана: Свод свидетельств современников». - М., 2009. С. 9-16.
|
|
|