|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 6. Битвы развитого Средневековья: от монгольского нашествия до национальных государств — как формировалась современная карта народов и государств?
Походы крестоносцев и монголов: углублённый уровень (окончание)Источники о монгольских завоеваниях Запишите содержащиеся в источниках важные факты в таблицу (с. 259).
Послание Мангу-хана французскому королю Людовику IXОб источнике. Данное послание содержится в сочинении «Путешествие в восточные страны», написанном Гийомом (Вильгельмом) де Кубруком (ок. 1220 - ок. 1293) - французским монахом-францисканцем фламандского происхождения, дипломатом и путешественником. В 1253-1255 гг. по поручению французского короля Людовика IX он совершил путешествие в Золотую Орду к хану Бату (Батыю) и далее в столицу монголов - Каракорум к хану монголов Мункэ. Целью поездки Гийома было заключение союза с монголами для борьбы с мусульманами. Известно, что до путешествия он сопровождал Людовика Святого в Седьмом крестовом походе (1249). Во время поездки Гийом де Кубрук совершил несколько географических открытий, описал нравы и обычаи монголов и китайцев. После встречи с ханом Гийом де Кубрук получил от него послание для короля Людовика IX, которое перевёл и записал со слов переводчика хана Мункэ. Гл. 48 Существует заповедь вечного Бога: на небе есть один только вечный Бог, над землёю есть только единый владыка Чингисхан, сын Божий... Когда силою вечного Бога весь мир от восхода солнца и до захода объединится в радости и в мире, тогда ясно будет, что мы хотим сделать; когда же вы выслушаете и поймёте заповедь вечного Бога, но не пожелаете внять ей и поверить, говоря: «Земля наша далеко, горы наши крепки, море наше велико», и в уповании на это устроите поход против нас, то вечный Бог, Тот, Который сделал, что трудное стало лёгким и что далёкое стало близким, ведает, что мы знаем и можем. Гийом де Кубрук. Путешествие в восточные страны. - М, 1957. С. 181-182. Сокровенная история монголовОб источнике. «Сокровенная история монголов» - наиболее древний монгольский литературный и историографический памятник, ценный источник по истории монголов, их государства и его основателя Чингисхана. Составлена в 1240 г. неизвестным автором на монгольском языке в китайской иероглифической транскрипции. Буквальный перевод китайского названия - «Секретная (фамильная) история династии Юань (монгольской)». Высокие перевалы переваливая, широкие реки переходя, долгие походы исхаживая, помышлял ты заботливо о многолюдном царстве своём. Кто рождался, тот не был вечным среди живых. Когда же и ты станешь падать, как увядающее дерево, кому прикажешь народ свой, уподобившийся развеваемой конопле? Когда покачнёшься и ты, подобный столпу, кому прикажешь народ свой? Обращение Чингисхана к своим сыновьям Джучи и Чагадаю: «Мать-земля велика. Много на ней рек и вод. Скажите лучше — будем отдельно друг от друга править иноземными народами, широко раздвинув отдельные кочевья». Сокровенная история монголов (Монгольский обыденный изборник) / Пер. С.А. Козина. С. 155-156. Чингисхан. Великая ЯсаОб источнике. Яса (монгольское название «Их засаг хууль» — закон великой власти) — название уложения Чингисхана, которое он, согласно преданию, обнародовал на курултае. Состоит из Билика (сказаний о Чингисхане) и собственно Ясы. Яса не представляла собой чётко разработанного юридического кодекса, скорее это была компиляция изречений, правил и табу, установленных Чингисханом, с некоторыми дополнениями в правление Угедея. Исходный текст Ясы не сохранился, но многие сюжеты известны в пересказе других средневековых источников. Традиционно принято считать, что наиболее подробные сведения о составе Ясы Чингисхана содержатся в трактате египетского писателя, историка и географа аль-Макризи (1364—1442) «Книга путей к познанию правящих династий». Существует мнение о его пристрастности и, соответственно, о субъективном толковании некоторых фактов, касающихся монголов. 30. Однажды Чингисхан спросил у Боорчу-нойона, который был главой беков: «Наслаждение и ликование человека в чём состоит?» Боорчу сказал: «Состоит в том, чтобы человеку, взяв на руку своего сокола синецветного, который питался керкесом и зимой переменил перья, и сев на хорошего мерина откормленного, охотиться ранней весной за синеголовыми птицами и одеваться в хорошие платья и одежды». Чингисхан сказал Бургулу: «Ты скажешь так же». Бургул сказал: «Наслаждение состоит в том, чтобы животные, подобные кречету, летали над журавлями, пока не низвергнут их с воздуха ранами когтей и не возьмут их». После того спросил так же у детей Хубилая, они ответили: «Блаженство человека состоит в охоте и в умении заставить (по своему желанию) птиц летать». Тогда Чингисхан ответил: «Вы (все) нехорошо сказали. Наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его из корня, взять то, что он имеет (самого дорогого), заставить вопить служителей их, заставить течь слёзы по лицу и носу их, сидеть на их лошадях, любоваться розовыми щёчками их жён и целовать их в сладкие алые губы...» Хаара-Даван Э. Чингисхан. Билик. П. 30. Ч. 1. Приложение.
Список литературы для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Восток и Запад во времена Марко Поло» Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М., 2008. Кычанов Е.И. Жизнь Темучина. - М., 1992. Маулана Абуль Хасан Аль Надви. Ислам и мир. - М., 2004. Эрс Жак. Марко Поло. - М., 1998.
|
|
|