Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 6. Битвы развитого Средневековья: от монгольского нашествия до национальных государств — как формировалась современная карта народов и государств?

§ 18. Государства католического Запада: базовый уровень

    Постановка проблемы урока

    Пропасть Средневековья

...Мир в этот период выглядел как покинутый жителями великолепный город, от которого остались варварские дороги, обломки культуры и т.п. Вместо прекрасного латинского языка - 20 варварских наречий, вместо культуры и законов - только варварские обычаи. Цирки и амфитеатры, возвышавшиеся во всех провинциях, сменились хижинами, крытыми соломой. .Человеческий разум огрубел среди самых подлых и бессмысленных суеверий... Вся Европа коснеет в этом унижении до XVI в. и освобождается от него лишь путём ужасных судорог... Историю этого времени необходимо знать лишь для того, чтобы её презирать...

Вольтер, французский философ-просветитель (XVIII в.)

    Ступень Средневековья

... Средние века и Новое время - это главным образом история одних и тех же народов, одного и того же культурноисторического типа, одного и того же, а не разных миров. Здесь мы имеем дело, наоборот, с историческим развитием прогрессивного характера. . Разумеется, в новой истории всё это получило и более широкие размеры, и более глубокое значение, но суть дела заключается в одном и том же, т.е. в развитии промышленности и торговли, в развитии чисто светской культуры и в развитии общественной самодеятельности.

Н.И. Кареев, русский историк и философ (XIX-XX вв.)

В чём принципиальное противоречие приведённых выше оценок периода Средневековья?

Сформулируйте проблему урока на основании этого противоречия. Cравните с вариантом авторов (с. 366).

    Повторение необходимых знаний

Вспомните понятия: цивилизация, церковь, феодальные отношения, капитализм, государство, народ (этнос) (словарь).

Выделите известные вам черты средневековой католической цивилизации (§ 9, 10).

    Решение проблемы

Уникальность католического Запада к XIII в.

В чём состояла уникальность средневекового мира? Сделайте вывод: европейское Средневековье - ступень к современности или эпоха, пустая и презренная?

К 1200 г. жители средневековой Европы представляли пространство вокруг себя в виде плоского земного диска, накрытого твёрдым небесным куполом, а время — как переплетение прошлых событий, объясняющих настоящие и неизбежно устремлённых к концу света — Второму пришествию Христа, когда грешники будут осуждены на вечные муки, а праведники воскреснут.

Идея служения пронизывала мир. Господу Богу на небесах служили папа, император и короли на земле. Все прочие люди, служившие Богу, государям и друг другу, делились на три сословия. Первое - духовенство — молилось за всех. Второе — рыцарство — защищало христианскую веру, своего сеньора-господина и своих крестьян. Третье — крестьяне-пахари — служило своим трудом, кормя и одевая всех прочих. Первые два сословия считались морально «лучшими» и «достойнейшими» (рыцари ещё и «благородными»), а третье — «низким» и «подлым», обязанным пребывать в бедности.

Служба и верность были важнейшими христианскими доблестями. В рыцарском эпосе, как и в рыцарских романах, главный герой — это верный, доблестный вассал. В эпоху классического Средневековья в рыцарской среде сформировался культ Прекрасной Дамы — новая, платоническая форма любви без телесных отношений между мужчиной и женщиной. Во имя госпожи (знатной замужней дамы либо жены сеньора) влюблённый совершал всевозможные подвиги, наградой за которые служил лишь подаренный платок или ласковый взгляд.

Вся культурная жизнь основывалась на религии, а она — на правилах аскетизма: самоограничении телесных желаний и страстей, скромности, воздержании от удовольствий ради духовного совершенствования и спасения души от грехов. Поэтому главным чтением для немногих грамотных были жития святых, а для неграмотных — иконы, нравоучительные церковные росписи и скульптуры.

При этом уже зарождалась иная культура: ремесленный люд, переселяясь, образовывал города; одни из них оставались зависимыми от сеньора, другие становились вольными. Представители различных профессий объединялись в ремесленные цеховые братства. В противовес рыцарскому роману городские стихотворные новеллы высмеивали жадных рыцарей и священников.

Растущим городам требовалось всё больше образованных людей: врачей — для борьбы с болезнями; богословов — для защиты от ересей или обвинения в них; законоведов - для разбора споров между сословиями. В конце XII — начале XIII в. были открыты первые университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы, где с помощью разума стремились постичь законы Господа. В городах же возник готический стиль архитектуры, соборы которого напоминали уже не тяжёлые романские крепости, а лёгкие корабли, устремлённые в своём полёте к небесам.

Крестовые походы инициировали создание множества монашеских и духовно-рыцарских орденов, но духовная власть постепенно уходила от Римской курии. Втягиваясь в политическую борьбу, папы переставали занимать безусловно лидирующее положение, становясь просто одной из влиятельных политических сил.

Католическая церковь и духовенство

Соперники папы — германские императоры Священной Римской империи - теряли контроль над страной, которая погружалась в феодальную раздробленность. Напротив, в Англии и Франции королевская власть крепла.

В 1215 г. король Англии Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей — документ, ограничивавший королевскую власть, а в 1265 г. был созван первый парламент. Реконкиста на Пиренейском полуострове завершилась почти полной победой христианских государств. В Италии на торговле с Востоком процветали торговые города: Генуя, Венеция, Пиза.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru