|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 6. Битвы развитого Средневековья: от монгольского нашествия до национальных государств — как формировалась современная карта народов и государств?
§ 18. Государства католического Запада: базовый уровень
В чём принципиальное противоречие приведённых выше оценок периода Средневековья? Сформулируйте проблему урока на основании этого противоречия. Cравните с вариантом авторов (с. 366).
Вспомните понятия: цивилизация, церковь, феодальные отношения, капитализм, государство, народ (этнос) (словарь). Выделите известные вам черты средневековой католической цивилизации (§ 9, 10).
Уникальность католического Запада к XIII в.В чём состояла уникальность средневекового мира? Сделайте вывод: европейское Средневековье - ступень к современности или эпоха, пустая и презренная? К 1200 г. жители средневековой Европы представляли пространство вокруг себя в виде плоского земного диска, накрытого твёрдым небесным куполом, а время — как переплетение прошлых событий, объясняющих настоящие и неизбежно устремлённых к концу света — Второму пришествию Христа, когда грешники будут осуждены на вечные муки, а праведники воскреснут. Идея служения пронизывала мир. Господу Богу на небесах служили папа, император и короли на земле. Все прочие люди, служившие Богу, государям и друг другу, делились на три сословия. Первое - духовенство — молилось за всех. Второе — рыцарство — защищало христианскую веру, своего сеньора-господина и своих крестьян. Третье — крестьяне-пахари — служило своим трудом, кормя и одевая всех прочих. Первые два сословия считались морально «лучшими» и «достойнейшими» (рыцари ещё и «благородными»), а третье — «низким» и «подлым», обязанным пребывать в бедности. Служба и верность были важнейшими христианскими доблестями. В рыцарском эпосе, как и в рыцарских романах, главный герой — это верный, доблестный вассал. В эпоху классического Средневековья в рыцарской среде сформировался культ Прекрасной Дамы — новая, платоническая форма любви без телесных отношений между мужчиной и женщиной. Во имя госпожи (знатной замужней дамы либо жены сеньора) влюблённый совершал всевозможные подвиги, наградой за которые служил лишь подаренный платок или ласковый взгляд. Вся культурная жизнь основывалась на религии, а она — на правилах аскетизма: самоограничении телесных желаний и страстей, скромности, воздержании от удовольствий ради духовного совершенствования и спасения души от грехов. Поэтому главным чтением для немногих грамотных были жития святых, а для неграмотных — иконы, нравоучительные церковные росписи и скульптуры. При этом уже зарождалась иная культура: ремесленный люд, переселяясь, образовывал города; одни из них оставались зависимыми от сеньора, другие становились вольными. Представители различных профессий объединялись в ремесленные цеховые братства. В противовес рыцарскому роману городские стихотворные новеллы высмеивали жадных рыцарей и священников. Растущим городам требовалось всё больше образованных людей: врачей — для борьбы с болезнями; богословов — для защиты от ересей или обвинения в них; законоведов - для разбора споров между сословиями. В конце XII — начале XIII в. были открыты первые университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы, где с помощью разума стремились постичь законы Господа. В городах же возник готический стиль архитектуры, соборы которого напоминали уже не тяжёлые романские крепости, а лёгкие корабли, устремлённые в своём полёте к небесам. Крестовые походы инициировали создание множества монашеских и духовно-рыцарских орденов, но духовная власть постепенно уходила от Римской курии. Втягиваясь в политическую борьбу, папы переставали занимать безусловно лидирующее положение, становясь просто одной из влиятельных политических сил.
Соперники папы — германские императоры Священной Римской империи - теряли контроль над страной, которая погружалась в феодальную раздробленность. Напротив, в Англии и Франции королевская власть крепла. В 1215 г. король Англии Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей — документ, ограничивавший королевскую власть, а в 1265 г. был созван первый парламент. Реконкиста на Пиренейском полуострове завершилась почти полной победой христианских государств. В Италии на торговле с Востоком процветали торговые города: Генуя, Венеция, Пиза.
|
|
|