|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 6. Битвы развитого Средневековья: от монгольского нашествия до национальных государств — как формировалась современная карта народов и государств?
Государства католического Запада: углублённый уровень23. Ни община, ни отдельный человек не должны быть принуждаемы сооружать мосты на реках, кроме тех, которые издревле обязаны делать это по праву. <...> 30. Никакой шериф или бэйлиф наш или кто-либо другой не должен брать лошадей или повозки у какого-либо свободнаго человека для перевозки иначе, как с согласия этого свободнаго человека. 31. Ни мы, ни чиновники наши не будем брать лес для укрепления или для других надобностей наших иначе, как с согласия самого того, кому этот лес принадлежит. <...> 39. Ни один свободный человек не будет арестован, или заключён в тюрьму, или лишён владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдём на него и не пошлём на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны. <...> 42. Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности, по суше и по воде, лишь сохраняя верность нам... Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в. - М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1915. Книга ремёселОб источнике. «Книга ремёсел» - первая подробная запись порядков, существовавших во многих цехах Парижа в середине XIII в. Составлена по распоряжению королевского чиновника (прево Парижа) в 1268 г. Статут III
О торговцах пшеницей и всяким другим зерном Каждый, кто хочет быть торговцем пшеницей, т.е. хорошо и честно продавать и покупать в Париже пшеницу и всякое другое зерно, может быть им свободно, заплатив тонлье и побор, который должен взиматься со всякого зерна... Статут X
О мелочных торговцах, которые продают фрукты и овощи Никто не может быть в Париже мелочным торговцем, продающим фрукты или овощи, т.е. чеснок, лук, мелкий чеснок (eschaloingnes) и все другие подобные овощи, если не купит ремесло у короля... Никто из парижских мелочных торговцев не может и не должен покупать ни от какого торговца никакие повозки или вьюки с яйцами или сыром при прибытии купца или в другое время, ибо подобные торги плохие и нечестные, так как при этих торгах бывает слишком много обмана; особенно хочет продать тот, кто доставил [товары] не столь хорошими и доброкачественными, как должно; кроме того, богатые торговцы имели бы все товары, а бедные не могли бы ничего получить. Постановление франкфуртского совета (1432 г.)Об источнике. Решение городского совета г. Франкфурта (Германия), изданное по просьбе мастеров шерстоткацкого цеха. Мастера шерстоткацкого цеха во Франкфурте постановили определить в интересах цеха, какое именно количество сукон каждый ремесленник имеет право выработать и вынести на ярмарку. Они прочитали список и просили совет его утвердить... Принимая во внимание, что таково желание большинства мастеров, совет разрешил им соблюдать в течение двух лет следующий порядок: ни один мастер не имеет права изготовлять или заказывать другому для себя большее количество сукон, чем ему полагается. Нарушивший это постановление уплачивает с каждого куска сукна, безразлично - сделал ли он его для себя или для другого, 5 марок штрафа; все состоящие в цехе мужчины и женщины обязаны, если окажется такой [незаконно на продажу сработанный] товар, уведомить о нём городских клеймильщиков для взыскания штрафа. Совет оставляет за собой право уменьшить, увеличить, а то и совсем уничтожить этот список; однако за всеми бюргерами и лицами, не состоящими в цехе, остаётся право поштучной выработки сукна. Цифры же ярмарочной выработки мастеров цеха следующие: 11 человек вырабатывают по 30 кусков, 22 человека - по 24 куска, 10 человек - по 16 кусков, 8 человек — по 12 кусков, 20 человек — по 10 кусков, 13 человек — по 8 кусков и 49 человек — по 4 куска... Постановлено в день после 40-дневной ярмарки, в год 1432-й. Средние века: Сборник. - М., 1958. Вып. Х. С. 323-325, 351-356, 358-361. Вып. XI. С. 177, 205. Из городского права, дарованного императором Фридрихом II городу Гослару 13 июля 1219 г.Если же какой-либо чужак пришёл жить в названный город и так оставался там в течение года и дня, причём ни разу ему не ставили на вид рабского состояния, не уличили его в этом и сам он в этом не признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободою; и после смерти его никто да не посмеет объявлять его своим рабом. Грамота Фридриха Барбароссы ученикам и учителям болонских школОб источнике. Грамота Фридриха Барбароссы (1152-1190) была выдана ученикам и учителям болонских школ на Ронкальском сейме (близ Пьяченцы). К концу XII в. в Болонье, вероятно, уже существовали землячества студентов, возглавляемые избираемым ректором. Из этих студенческих ассоциаций возникли университеты юристов. ...Имея постоянное попечение о всех учениках, которые путешествуют ради получения знаний, и особенно заботясь о профессорах Божественного и Священного права, мы, руководствуясь нашим благочестием, даруем им милость. Чтобы как сами они, так и их посланцы в полной безопасности путешествовали к местам, в которых они совершенствуются в науках, и спокойно там обитали. <...> Если же кто-либо пожелает возбудить иск по какому-либо делу, разбирательство должно происходить по свободному выбору школяра либо в присутствии его господина и учителя, либо у самого епископа города, которым мы даруем в этом случае юрисдикцию. Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронежский государственный педагогический институт, 1973. С.46-47.
Список литературы для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Перемены мировоззрения средневековых европейцев» История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. Введение. - М., 1992. История Средних веков. В 2 т. : учеб. для студ./Под ред. С.П. Карпова. Т. 1. - М., 2001. Кёнигсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400-1500 годы : учеб. для студ. /Пер. с англ.; предисл. Д.Э. Харитоновича. - М., 2001. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.
|
|
|