Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?

§ 19-20. Новые границы: Русь, Запад и Восток: базовый уровень

    Постановка проблемы урока

    Традиционный образ Александра Невского в массовом сознании

Александр Невский со времён Ивана Грозного почитается как общерусский святой «благоверный князь», а со времён Петра Великого - как образец мужества в деле защиты Родины от иноземцев. В 2008 г. в ходе многомесячного голосования на одном из российских телеканалов определялось «имя России», т.е. исторический персонаж, который наиболее полно отражает национальный идеал нашего народа. Больше всего голосов набрал именно Александр Невский, опередив А. Пушкина, А. Суворова, П. Столыпина, Д. Менделеева, Александра II, Ф. Достоевского, Петра I, И. Грозного, И. Сталина, В. Ленина. На телепроекте личность Невского представлял будущий глава Русской православной церкви патриарх Кирилл, сказавший о князе, что «вся политическая деятельность Александра Невского определялась... безграничной любовью к Отечеству и своему народу».

    Оценки Александра Невского частью наших современников

Позор русского исторического сознания в том, что Александр Невский стал непререкаемым понятием национальной гордости. знаменем. народа, чью историческую судьбу он жестоко исковеркал. Александр Невский, вне всякого сомнения, был национальным изменником.

М.М. Сокольский, публицист (1990-е гг.)

Существуют два Александра. Один - «реальный» - сын своего времени, хитрый, властолюбивый и жестокий правитель, всеми силами старавшийся сначала заполучить, а потом удержать титул великого князя. Он одним из первых. в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. <...> «Реального» князя Александра Ярославича хорошо знают профессиональные историки. Другой, мифический, Александр Невский - герой, созданный с определёнными политическими целями. Он живёт и действует сегодня, влияя на мысли и поступки множества людей, плохо знакомых с историей Отечества (хотя, скорее всего, полагающих, что отлично знают её).

И.Н. Данилевский, историк

Кратко сформулируйте традиционную и отличную от неё оценки Александра Невского: какими словами-характеристиками может быть выражена каждая из них?

Сформулируйте основной вопрос, вытекающий из сравнения этих оценок, и сопоставьте с вариантом авторов (с. 366).

    Повторение необходимых знаний

Кратко заполните в тетради таблицу «Этапы российской истории» (см. главу 5).

Перечислите основные отличия, сформировавшиеся в Средние века, между двумя ветвями христианского мира: католической и православной цивилизациями (§ 11).

Кратко сформулируйте, какими были цели, ход и результаты монгольских завоеваний XIII в. (§ 20).

    Решение проблемы

Евразия XIII в. - между крестоносцами и монголами

Выделите главные проблемы, которые время ставило перед любым политическим лидером Руси XIII в. (в т.ч. перед Александром Невским).

В начале XIII в. на западе и востоке материка Евразия были провозглашены две программы завоеваний — монгольская и католическая.

На Дальнем Востоке в 1206 г. Чингисхан, объединивший кочевников, страдавших от оскудения пастбищ, во исполнение воли «Великого Неба» начал завоевание всей «поднебесной земли» от моря до моря.

За 13 лет до этого на другом краю Евразии папа римский объявил Северный крестовый поход против последних язычников Европы — племён восточного побережья Балтийского моря: литовцев, ливов, латов, эстов, финнов (часть которых уже находилась в зависимости от русских княжеств). Помимо этого глава Католической церкви стремился восстановить единство христиан, склонив православных к признанию верховенства папы. В 1204 г. воины Четвёртого крестового похода вместо Палестины направились в Константинополь, захватили его и уничтожили Византийскую империю. После этого события большинство православных и католиков окончательно стали воспринимать друг друга как представителей иной, чуждой веры. Экономическими же причинами крестоносных завоеваний обычно называют то, что в Европе накапливалось множество рыцарей, которые как младшие сыновья в семьях не получали феодов с крестьянами и жаждали добыть их себе силой.

Папа Иннокентий III

Послание папы Гонория III «ко всем королям Руссии»: «Твёрдо соблюдая мир с христианами Ливонии и Эстонии (крестоносцами. - Прим. ред.), не препятствуйте успехам веры христианской, чтобы не подвергнуться гневу Божиему и апостольского престола, который легко может, когда пожелает, покарать вас».

Таким образом, дети, родившиеся в знатных русских семьях в самом начале XIII в., могли наблюдать, как в период их детства и юности с запада и востока к границам Руси приближаются монголы и крестоносцы.

Чингисхан, завоевав Северный Китай и мусульманскую Среднюю Азию, отправил на запад в разведывательный поход два тумена (10-тысячных отряда) под командой Джебе и Субедея. В 1223 г. они в битве на реке Калке разгромили союзное войско степняков-половцев и южнорусских князей, после чего вернулись в азиатские степи. После смерти Чингисхана (1227) его дети и внуки стали готовить завоевание Европы, чтобы выполнить завет отца и дойти до «последнего моря».

Александр Невский

Монгольские армии рассылали всем народам и государям послание Чингисхана: «Знайте: Небо отдало мне Восток и Запад, всё царство земное. Подчинившиеся мне будут пощажены, но горе тем, кои станут сопротивляться: они будут уничтожены».

В эти же годы крестоносцы постепенно покоряли Прибалтику. Шведские рыцари собирали дань с финских племён, споря в этом с новгородцами. Немецкие рыцари во главе с епископом Альбертом в 1201 г. основали в устье Западной Двины (земли ливов) крепость Ригу, а годом позже - духовно-рыцарский орден меченосцев (позднее — Ливонский орден). Продвигаясь далее, меченосцы захватили русские прибалтийские крепости Кукенойс и Юрьев (позднее Дерпт, Тарту), заставили полоцкого князя отказаться от дани с ливов и лат- галлов. В 1219 г. датские рыцари в землях эстов основали крепость Ревель (ныне — Таллин). В 1226 г. в Южную Прибалтику по приглашению польского князя Конрада Мазовецкого прибыли рыцари Тевтонского ордена (изгнанные мусульманами из Палестины). В короткие сроки они поголовно истребили литовское племя пруссов. Однако дальнейшее продвижение крестоносцев натолкнулось на ожесточённое сопротивление русских войск и ополчений литовских племён. В 1237 г. орден меченосцев признал свою зависимость от более сильного Тевтонского ордена и стал его прибалтийским отделением под названием Ливонского ордена.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru