Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?

§ 19-20. Новые границы: Русь, Запад и Восток: углублённый уровень (продолжение)

Источники о деятельности Александра Невского

Проведите критический анализ приводимых ниже источников (см. алгоритм анализа источника в § 1). Проанализируйте, как в них отразились значимые поступки Александра Невского: выделите в текстах факты и оценки. Дайте свою оценку каждому факту, исходя из проблемы урока: Александр Невский - герой или предатель?

Невская битва 15 июля 1240 г.

Упоминается только в русских источниках, шведские о ней молчат.

Житие Александра Невского о Невской битве

    Об источнике. «Житие о храбрости благоверного великого князя Александра» дошло до нас в редакциях XIII-XVIII вв. Первоначальный вариант несколько раз перерабатывался. Автор жития не был участником описанных событий, в чём и признаётся (перевод): «Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его (Александра. - Прим. ред.), то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его». Предполагается, что автором выступил священник из окружения митрополита Кирилла, который часто бывал на северовостоке Руси. Как и любой автор жития, он стремился отобразить лишь те события из жизни Александра, которые могли быть основанием для причисления князя к лику святых. Подобно многим русским книжникам, он вкладывает в уста своего персонажа цитаты из Священного Писания. Примерное время составления - между 1263 и 1280 гг.

О подготовке Александра к битве (перевод). Князь, выйдя из церкви, осушил слёзы и начал ободрять дружину, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовём; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо"». Сказав это, пошёл на врагов с малою дружиною, не дожидаясь большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Ледовое побоище 1242 г.

Упоминается как в русских, так и в немецких источниках — Хронике Ливонского ордена.

Житие Александра Невского о Ледовом побоище

Перевод. ...Когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, стоял треск ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство <...>. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

Рифмованная хроника Ливонского ордена о Ледовом побоище

    Об источнике. Составлена в конце XIII в., повествует о завоевании рыцарями Прибалтики. Неизвестный автор был, возможно, рыцарем- менестрелем. События Ледового побоища, вероятно, описаны им со слов очевидца.

Прозаический перевод. Русские имели много стрелков, которые мужественно приняли первый натиск, [находясь] перед дружиной князя. Видно было, как отряд братьев-рыцарей одолел стрелков; там был слышен звон мечей, и видно было, как рассекались шлемы. С обеих сторон убитые падали на траву. Те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Русские имели такую рать, что каждого немца атаковало, пожалуй, 60 человек. Братья- рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели. Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили. Там было убито 20 братьев-рыцарей, а 6 было взято в плен.

    Перевод В.В. Бегунова, И.Э. Клейненберг, И.П. Шаскольского. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища. - М, 1966.

Отказ от союза с католиками против монголов 1251 г., по Житию Александра Невского

Перевод. Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из 12 кардиналов двух умнейших — Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божием».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до Потопа, от Потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от Исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого — обо всём этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.

Подчинение Новгородской земли ордынским сборщикам дани в 1257 и 1259 гг., по сообщениям Новгородской первой летописи

    Об источнике. Летопись составлялась и переписывалась в Новгороде при дворе архиепископа Новгородского - одного из руководителей Новгородской республики, избиравшегося на вече из местных священников. Сохранилась в составе пергаментного синодального списка XIV в. Текст даётся без перевода, с комментариями.

В лето 6765 [1257]. Тои же зимы приехаша послы татарьскыи съ Олександромь (Невским), а Василии (сын Невского, его наместник в Новгороде) побеже въ Пльсковъ (вероятно, как следует из дальнейшего текста, Василий испугался отцовского гнева за поддержку нежелания новгородцев платить дань в Орду). И почаша (начали) просити послы десятины, тамгы. И не яшася (не дали) новгородьци по то (дани), даша дары цесареви (подарки хану), и отпустиша их с миромь. А князь Олександръ выгна сына своего изъ Пльскова и посла в Низъ («Низом» в Новгороде называли Суздальскую землю), а Александра (предположительно - воеводу новгородской дружины князя Василия) и дружину его казни: овому носа уре- заша, а иному очи выимаша, кто Василия на зло (сопротивление уплате ордынской дани) повёлъ.

В лето 6767 [1259] <...> Тои же зимы приехаша (к Новгороду) оканьнии Татарове сыроядци Беркаи и асачикъ с жёнами своими, и иныхъ много. И бысть мятежь великъ в Новегороде, и по волости много зла учиниша, беруче туску (налог) оканьнымъ Татаромъ. И нача оканьныи боятися смерти, рече Олександру (Невскому): «даи намъ сторожи, ать не избьють нас». И повеле князь стеречи их сыну посадничю и всемъ детемъ боярьскымъ по ночемъ. И реша Татарове: «даите намъ число (дайте переписать налогоплательщиков), или бежимъ проче» (вероятно, скрытая угроза, так как неподчинение ханским посланникам заканчивалось карательным ордынским набегом). И чернь (небогатые новгородцы) не хотеша дати числа, но реша: «умрёмъ, честно за святую Софью и за домы ангельскыя».

И бысть заутра, съеха князь с Городища, и оканьнии Татарове с нимь; и злыхъ светомь яшася по число. (Александр Невский с татарскими послами въехал в Новгород из пригородной крепости Городища и стал помогать им исчислять новгородских плательщиков дани.) <...> и отъехаша оканьнии, вземше число, а князь Олександръ поеха после, посадивъ сына своего Дмитрия на столе (в Новгороде).

Восприятие смерти Александра Невского на Руси

Новгородская первая летопись младшего извода

Александр Невский с житием. Икона XVII в.

В скобках - перевод некоторых слов

В лето 6771 [1263]. Приде князь Олександръ ис Татаръ велми (весьма) не здравя, въ осенине, и приде на Городець, и пострижеся въ 14 месяца ноября, на память святого апостола Филипа. Тои же ночи и преставися (умер); <...> дай, Господи милостивыи, видети ему лице Твое в будущии в'Бкъ, иже (так как он) потрудися за Новъгородъ и за всю Русьскую землю.

Житие Александра Невского

Митрополит же Кирил глаголаше: Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской! Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суздальской! Иереи и диакони, черноризци, нищий и богатии, и вси людие глаголаху: Уже погыбаемь!

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru