|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?
§ 19-20. Новые границы: Русь, Запад и Восток: углублённый уровень (окончание)Оценки Александра Невского профессиональными историками последних 200 летН.М. Карамзин, русский историк начала XIX в.Добрые россияне включили Невского в лик своих ангелов- хранителей и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику Отечества, разные благоприятные для России случаи: столь потомство верило мнению и чувству современников в рассуждении сего князя! Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее Великого: ибо Великими называют обыкновенно счастливых: Александр же мог добродетелями своими только облегчать жестокую судьбу России. С.М. Соловьёв, русский историк середины XIX в.Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён // Сочинения: В 18 кн. - М, 1993. Кн. 2. Т. 3. С. 182. В.О. Ключевский, русский историк конца XIX — начала XX в.В опустошённом общественном сознании оставалось место только инстинктам самосохранения и захвата. Только образ Александра Невского несколько прикрывал ужас одичания и братского озлобления, слишком часто прорывавшегося в среде русских правителей, родных или двоюродных братьев, дядей и племянников. Ключевский В.О. Курс русской истории / Сочинения. - М., 1957. Т. 2. С. 43. Г.В. Вернадский, российский историк-эмигрант ХХ в....Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель — сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа. ...Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель — сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа....Это был человек другой эпохи. Это было средневековое общество, средневековая Русь. У него были свои установки, не столь прагматичные, как в наши дни. Если попытаться найти главную установку, она на самом деле достаточно хорошо просматривается. Это прежде всего сохранение православной веры и Православной церкви на Руси. Историк имеет право сказать, что тем самым Александр Невский спас не только православие, он спас и русский этнос и сохранил его для будущего. А.А. Горский, современный российский историк, доктор ист. наук (истфак МГУ им. М.В. Ломоносова)В целом можно констатировать, что в действиях Александра Ярославича нет оснований искать какой-то осознанный судьбоносный выбор. Он был человеком своей эпохи, действовал в соответствии с мировосприятием того времени и личным опытом. Александр был, выражаясь по-современному, «прагматиком»: он выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично. Когда это был решительный бой, он давал бой; когда наиболее полезным казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шёл на соглашение. В результате в период великого княжения Александра (1252 — 1263) не было татарских набегов на Суздальскую землю и всего две попытки нападения на Русь с Запада (немцев в 1253 г. и шведов в 1256 г.), быстро пресечённые. И.Н. Данилевский, современный российский историк, доктор ист. наук, профессор РАНСвятой благоверный князь стал в своё время (середина XIII в. — Прим. ред.) единственным светским защитником идеалов православия, не пожелав поступиться ими ни при каких условиях (в отличие, скажем, от Даниила Галицкого). Тем самым он искупил (но опять-таки не оправдал!) свои прегрешения, о которых прямо или косвенно говорят его современники. И чтобы уважать его за это, совсем не обязательно умиляться всеми деяниями князя Александра Ярославича, которые нам известны по светским источникам и многие из которых у нормального человека не могут вызывать положительных эмоций. Оправдывать их не менее аморально, нежели принижать роль и место святого князя в нашей истории... Данилевский И.Н. Призрак желательной истории. Суды, прошлое и наши современники// Родина. 2003. № 12. С. 88-90.
Список литературы для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Тёмное и светлое в личности Александра Невского» Бегунов Ю.К., Кирпичников А.Н. Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. - М., 1995. Богданов А.П. Александр Невский. - М., 2009. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). - М., 2001. Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский. - М., 2006. Катанчиев С.Т. Александр Невский, правнук кипчакского (половецкого) хана Котяна. - М., 2008. Клепинин Н.А. Святой благоверный и великий князь Александр Невский. - М., 2004. Пронина Н.М. Александр Невский - национальный герой или предатель? - М. : Яуза, ЭКСМО, 2008. Сахаров А.Н. Александр Невский. Имя России. Исторический выбор 2008. - М., 2008. Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти : святой, правитель, национальный герой. - М., 2007.
Сравните с картой раздробленности Руси в XII в. (с. 235) и определите судьбу Великого княжества Владимирского. Насколько возросло могущество московских князей от Даниила к Симеону Гордому?
|
|
|