Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?

Новые народы Руси и Орды: базовый уровень

Разные представления о русских, украинцах и белорусах, присутствующие в массовом сознании

    Постановка проблемы урока

    Представления современных россиян

а) русские, украинцы и белорусы - три братских народа - наследники восточных славян, жителей Древней Руси; б) настоящие наследники Древней Руси только русские-«вели- короссы», а украинцы и белорусы «испорчены западным влиянием, лживыми свободами»; в) украинцы и белорусы - части «великорусской нации», а не отдельные народы, они не обладают ни особым языком, ни культурой, а лишь их небольшими областными отличиями от русского языка и культуры.

    Представления современных украинцев и белорусов

а) украинцы, белорусы и русские - три братских народа - наследники восточных славян Киевской Руси; б) настоящие наследники славян Древней Руси только украинцы и белорусы, а русские «испорчены татарским влиянием, восточным рабством»; в) русские - народ, не родственный украинцам и белорусам, народ совершенно чуждый им по культуре и образу мыслей, народ, возникший в результате смешения татар и финно-угров.

Сравните разные представления друг о друге, которые существуют в массовом сознании современных русских, украинцев и белорусов. Какие из них и в чём противоречат друг другу?

Какая историческая проблема может быть сформулирована на основании имеющихся противоречий массового сознания? Предложите свой вариант и сравните с авторским (с. 366).

    Повторение необходимых знаний

Объясните, как соотносятся друг с другом понятия народ (этнос), государство, религия (словарь). Назовите главные отличительные черты средневековых цивилизаций: православный мир, католический мир, исламский мир (словарь). Выделите и назовите этапы в истории восточных славян (предков русских, украинцев и белорусов) в V—XIII вв. (глава 5). Перечислите различные последствия нашествий XIII в. для исторической судьбы народов Восточной Европы (§ 19-20).

    Решение проблемы

Первая половина XIV в.: расцвет Орды, усиление Литвы, возвышение Москвы

Переведите основное содержание текста в таблицу.

В XIV - первой половине XV в. в Северной Евразии (на территории современной России) можно выделить три главные политикокультурные области: Русь Западная, Русь Восточная и Золотая Орда. За полтора столетия каждая из них прошла извилистый путь развития. При этом каждые 50 лет (время жизни одного-двух поколений того времени) пробовались и отсеивались различные альтернативные варианты, определившие в итоге историческую судьбу народов нашей страны. В первой половине XIV в. в Восточной Руси велико было влияние Золотой Орды. Это единое независимое государство на стыке Азии и Европы с центром в городе Сарай (на Нижней Волге) состояло из улусов, управляемых наместниками хана из рода монгольского рода Чингизидов. Однако большинство жителей Золотой Орды говорили на тюркских языках, который приняли и немногочисленные переселенцы из Монголии. Потомков половцев, волжских булгар и других племён соседи стали именовать монгольским именем «татары». Сами же они так себя не называли, предпочитая именоваться по отдельным родам и союзам. При хане Узбеке (1314—1342) ислам стал государственной религией Орды. Яса Чингисхана (беспрекословное повиновение хану, жестокое наказание за ослушание) была дополнена мусульманскими законами. Наряду с кочевой монгольской знатью (мурзами, беками), хан Узбек приближает к себе образованных мусульманских чиновников и духовенство. На Волге, в Причерноморье, в Приуралье строятся большие города по образцу мусульманского Востока, украшенные каменными мечетями. Там проложили водопровод, построили мусульманские школы, караван-сараи (гостиницы для купцов), работали знаменитые восточные базары. В Золотой Орде распространились арабская и тюркская письменности, появились свои поэты и учёные, с уважением упоминаемые в сочинениях египетских и иранских книжников. Значительная часть Руси Западной (Полоцк, Волынь, Киев — современная Белоруссия и часть Украины) была объединена литовским князем Гедимином (1316—1341) в Великое княжество Литовское и Русское. Большая часть жителей этой новой «Литовской Руси» — православные русичи — воспринимали происходящее как освобождение от Орды. Литовско-русские дружины изгоняли ордынские гарнизоны и баскаков (сборщиков дани), восстанавливали древнерусские государственные порядки. Вместо беспрекословной воли ордынского хана судьбу земель и городов определяли соглашения князя и его наместников с местными вольными боярами-вотчинниками и городскими вечевыми собраниями. Законом в Великом княжестве Литовском и Русском была домонгольская «Русская Правда». Большинство жителей (русичей) объединяла православная вера и единая Русская православная церковь. По крайней мере, у высших образованных слоёв населения сохранялось представление о единой Руси: себя и своих восточных соседей православные жители Великого княжества Литовского и Русского называли «русины, руськие». Но чаще именовали себя по областям и отдельным городам: волыняне, галичане, львовяне, полочане, киевляне.

    Население Орды

На степных просторах союзы тюркских родов образовывали кочевые орды, занимавшие отдельные улусы государства и поставлявшие воинов в ханское войско. В долинах рек и на лесных территориях жили земледельческие народы: в Поволжье - предки казанских татар и чувашей, а также финно-угры (мордва, марийцы, удмурты), на Кавказе - предки осетин, чеченцев, черкесов и других народов, в Сибири - ханты и манси, в Средней Азии - предки оседлых узбеков-земледельцев и казахов- кочевников. Все эти разнородные улусы связывали друг с другом караванные маршруты и торгово-ремесленные города, построенные пленниками, вывезенными из захваченных монголами земель, на перекрёстках этих путей, ведущих из Китая и Индии в Западную Европу.

Великое княжество литовское и русское ХIII-ХYвв.

Сравните с картой на с. 313 и приведите как можно больше доказательств того, что при Дмитрии Донском резко возросло могущество московского князя. Сравните положение Москвы и других княжеств (территории, речные пути, соседи): как можно доказать, что Москва выиграла борьбу за первенство в Северо-Восточной Руси? В отличие от Западной, в землях Руси Восточной (к востоку от Днепра) к началу XIV в. раздробленность только усилилась. От Новгородской вечевой республики отделилась Псковская, домонгольские княжества Черниговское, Смоленское, Рязанское, Владимирское распались на более мелкие независимые княжения, формально объединённые в «русский улус»; его верховным правителем был хан Золотой Орды, о здравии которого читались молитвы в русских церквях. Во главе «улуса» хан ставил одного из северо-восточных князей, выдавая ему ярлык на Великое княжение Владимирское. Теперь он отвечал за ежегодный сбор дани и безопасность ханских чиновников-баскаков, послов. Реальной власти над другими землями он не имел, но мог попросить о присылке на помощь карательного отряда из Орды. Некоторые русские князья (московские, ростовские) женились на дочерях ханов. Часть ордынских мурз переезжали на службу к этим князьям, давая начало многим известным позднее родам. Например, Карамзины — потомки Кара-мурзы. Вместе с ними в эту часть Руси проникала и часть восточных (ордынских) порядков: беспрекословное повиновение власти государя (хана-царя и князя), обычай выражать государю рабскую покорность, некоторые предметы одежды, украшения, оружие и их татарские (тюркские) названия. Так, основу знаменитой позднее шапки Мономаха составила «шапка татарская златая», сделанная в среднеазиатских владениях Золотой Орды и подаренная московскому князю.

    Происхождение названий Беларусь и Украина

Название «Белая Русь» впервые появляется в 1320-х гг. в московских летописях и польских хрониках как название земель вокруг Полоцка (современная Восточная Белоруссия). По наиболее распространённой версии, «Белая» означала «свободная», т.е. единственная часть Руси, где не бывали монгольские войска и которая не платила дань в Орду. Однако в дальнейшем ещё 300 лет это название использовалось редко и только в XVII в. закрепилось за большей частью современной Белоруссии, за которую тогда шли войны между Польско-Литовским (Речью Посполитой) и Российским (Московским) государствами. Как самоназвание населения слово «белорусы» распространилось только в XIX-XX вв. Словом «украина», «оукраина» в XII—XVI вв. в восточно-славянских землях называли самые разные пограничные области, как на лесостепном пограничье современной Украины, так и в Сибири и на Севере. Лишь в конце XVI - XVII в. в документах Польско-Литовского государства земли по берегам Днепра (ядро современной Украины) начинают именовать Украина. Сами жители этих мест звали себя «русскими», «козаками» и лишь в XVIII в. стали называть себя украинцами.

«Русский улус» в Монгольской державе

    Социальное устройство Северо-Восточной Руси

Большая часть законов, по которым жила восточная часть Руси, была основана на древней «Русской Правде», а не на Ясе Чингисхана. От древнерусских времён сохранялись обычай вольности боярства (право переходить на службу к любому князю, не теряя своих вотчин), а также свобода крестьян-земледельцев - право переезжать на новые земли, расплатившись по всем оброкам с хозяином предыдущей земли (боярином, монастырём). Постепенно трудом крестьян и горожан восстанавливается разрушенное монгольским нашествием хозяйство: распахиваются заброшенные поля, возрождаются забытые ремёсла. Однако, помимо оброков боярам и дани своим князьям, от 1/3 до 1 /2 создаваемых материальных богатств забиралось сборщиками ордынской дани. Поэтому изученные археологами каменные храмы, колокола, украшения, посуда XIV в. заметно скромнее домонгольских образцов.

Жители земель Восточной Руси именовали себя «новгородцы», «тверичи», «московиты», «костромичи», «ярославцы» и часто воевали друг с другом. Тем не менее представление о единстве Руси сохранялось во многих летописных текстах. Объединяла всех и Русская православная церковь, глава которой именовался митрополитом всея Руси — и западной, и восточной её частей. Её центр в 1299 г. был перенесён из разорённого Киева на северо-восток - во Владимир, а позднее благодаря союзу митрополита Петра с московским князем Иваном Калитой (1325—1340) фактически переместился в Москву. При Калите небольшое Московское княжество выиграло борьбу с Тверским за лидерство на северо-востоке Руси. Иван Калита беспрекословно подчинился ордынскому хану и получил от него право собирать дань со всех подвластных Орде земель. Благодаря этому, по выражению московских летописцев, «наступила тишина великая» — прекратились ордынские набеги. Однако, по сообщениям летописей других русских земель, за пределами собственно московских владений частыми стали запустение и голод. Московское княжество стремительно богатело, расширяло свою территорию за счёт соседей. Имея земли, населённые крестьянами, Калита получил возможность приглашать к себе на службу больше воинов («бояр» и «детей боярских»), раздавая им вотчины и поместья. Со времён Ивана Калиты восточная часть Руси начала постепенно превращаться в Московскую Русь — устроенную иначе, чем Русь Литовская.

Кремль Ивана Калиты

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru