|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?
Новые народы Руси и Орды: углублённый уровень (продолжение)Источники о Куликовской битвеЛетописная повесть «о великом побоище иже на Дону» в краткой редакции в «Рогожском летописце»Об источнике. Данный текст, по мнению большинства исследователей, написан автором так называемого летописного свода 1408 г. (Троицкой летописи). По одной версии, она составлена монахом Троицкого монастыря Епифанием Премудрым, автором «Жития Сергия Радонежского». По другой - создана по инициативе митрополита Киприана. Сама Троицкая летопись сгорела в пожаре 1812 г., но её текст, в том числе повесть «о великом побоище на Дону», был переписан в более поздних дошедших до нас летописях: «Рогожском летописце» (середина XV в.), Суздальской (конец XV в.) и Симеоновской летописях (конец XV в.). Здесь и далее текст приведён в оригинале, с разбивкой на слова, добавлением знаков препинания и заменой не используемых в современном языке букв. Того же лета безбожный и злочестивый Ордынскые князь Мамаи поганые, собравъ рати многы и всю землю Половечьскую и Татарсьскую и рати понаимоавъ (наняв), Фрязы и Черкасы и Ясы (1), и со всеми сими поиде на великого князя Дмитриа Ивановича и на всю землю Русскую. И бысть месяцы августа, приидоша отъ Орды вести къ князю къ великому Дмитрию Ивановичу, аже въздвизаетсься (собирается) рать Татарьскаа на христианы, поганые родъ Измалетескые (2)... Се же слышавъ князь велики Дмитреи Ивановичь, собравъ вои (воинов) многи, поиде противу их, хотя боронити своя отчины и за святыя церкви и за правоверную веру христианскую и за всю Русьскую землю. <...> Князь же великии поиде за Донъ и бысть поле чисто и велико зело, и ту сретошася погани Половцы, Татарьстии плецы (полки), бе бо поле чисто на усть Непрядвы (на устье реки Непрядвы). И ту исполъчишася обои (расставили полки обе стороны), и устремишася на бои и соступишая обои, и бысть на длъзе (долгий) час брань крепка зело и сеча зла. Чресъ весь день сечахуся и падоша мертвыхъ множьство бесчисленно отъ обоих. И поможе Богъ князю великому Дмитрию Ивановичу, а Мамаевы плъци погани побегоша, а наши после биющи, секуще поганыхъ безъ милости. Богъ бо невидемою силою устраши сыны Агаряны (2), и побегоша обратиша плещи свои на язвы, и мнози орежием падоша, а друзии въ реце истопоша. <. > И убежа Мамай в мале дружине в свою землю Татарьскую. (Смысл пропущенного фрагмента - перечень знатных воинов, павших в битве, в т.ч. последним упоминается Александр Пересвет.) Князь же велики Дмитрие Ивановичь съ прочими князи Русскыми и съ воеводами съ бояры и съ велможами и со остаточными плъки Русскыми, ставъ на костехъ, благодари Бога и похвали похвалами дружину свою, иже крепко бишася съ иноплеменникы и твердо зань брашася и мужьскы храброваша и дръзнеша по Бозе за веру христианьскую, и возрватися отътуд на Москву въ свою отчину съ победою великою, одоле ратнымъ, победивъ врагы своя. И мнози вои его возрадовашася, яко обретающее користь многу, погна бо съ собою многа стада кони, вельблюды и волы, имже несть числа, и доспехъ, и порты, и товаръ. Примечания 1. В средневековой Руси «фрязами» называли итальянцев и французов, «черкасами» - народы Северного Кавказа - черкесов, адыгейцев, кабардинцев, «ясами» - осетин. 2. «Погаными» в древнерусских текстах называли язычников. «Измаилетескыи род», «агаряне», «сарацины» - по средневековым православным представлениям - потомки библейского праотца Измаила и его жены Агарии, которых ещё древнееврейский судья Гедеон изгнал в пустыню. Согласно средневековым византийским сочинениям, «измаил- тяне» должны выйти из пустыни и обрушиться на христианские народы (в наказание за их грехи) как предвестники скорого конца света и Страшного суда. К народам «измаилтян»-«агарян» в Византии и на Руси причисляли арабов-мусульман, а также турок-сельджуков, половцев, татар и пр. Летописная повесть «о побоище на Дону» в пространной редакции Софийской первой и Новгородской четвёртой летописейОб источнике. Данный текст написан автором так называемого Софийско-Новгородского свода - летописи, составленной, по одной версии, в 1410-1430-х гг. человеком из окружения Московского митрополита Фотия, а по другой - ок. 1448 г. - в связи с отделением Русской православной церкви от Константинопольской патриархии и избранием митрополита Ионы. Согласно последней версии, в данной летописи кардинально переосмыслены события XIV в. как начало борьбы Руси против Орды. На основании этого свода в конце XV в. были написаны две разные летописи (Софийская первая и Новгородская четвёртая). Списки Софийской летописи - на бумажных листах, изготовленных (судя по водяным знакам) в 1470-х гг. В лето 6888 [1380]. В то же лето, месяца августа, приидоша вести от Орды к великому князю Дмитрию и брату его князю Володимеру, якоже въздвизается (движется) на крестияны измаи- летескыи род (1) поганыи (2). Некоему убо у них худу цесарюющу, а все деющю у них князю Мамаю, и люте гневающюся ему на великого князя и на всю Рускую землю. Се же слышавъ князь великыи Дмитрии Иванович, яко грядеть на нь сила велика татарьская, и собравъ многы вои (воинов), и поиде противу безбожных Татаръ, а уповая на милосердие Божие и на Пречистую его Матерь Божию Богородицю, на Приснодевицю Марью, призывая на помощь честныи крестъ; и въниде (войдя) бо в землю их за Донъ, и бе ту поле чисто на усть рекы Непрядвы, и ту исъполцишася (расставив полки) - погании Измаилятяне противу крестиянъ. Москвици же мнози небывалци (не бывали ранее в сражениях), видевши множество рати татарьскои, устрашишася и живота (жизни) отцаявшеся, а инеи на беги обратишася, не помянувше реченаго пророкомъ, како единъ пожнеть тысячу, а два двигнета тьму (10 000), аще не Богъ предасть ихь. Князь же великыи Дмитрии, с братомъ своимъ с Володимеромъ, изрядивъ полкы противу поганых Половець и възревъ (взглянув) на небо умилныма очима, въздохнувъ из глубины сердца, рекоста (сказал) слово псаломъское: «братие, Богъ намъ прибежище и сила». И абие съступишася полкы обои; и бысть брань на долгъ час зело (сильная), и устрашить Богъ невидемою силою сыны Агаряны, и обратиша плещи на язвы (повернули назад), и погнани быша от крестиянъ и ови же от оружиа падоша, а инии в реке истопошася, бещисленое их множество. А на съступи убиенъ бысть тогда князь Федоръ Белозерьскыи и сынъ его князь Иванъ; а иныи князи и воеводы погнашяся по иноплеменницех; от страха Божиа и от оружиа кристияньскаго падаху безбожнии Татарове, и възнесеть (вознес) Богъ десницю (правую руку) князя великаго Дмитриа Ивановича и брата его князя Володимера Андреевича на победу иноплеменникъ. Пояснение некоторых слов и выражений 1-2. См. примечание 2 к предыдущему источнику. 3. «Се же бысть грех ради наших» - так было ранее из-за наших грехов. 4. «Да быхом ся отступиле своих неправдъ» - теперь (христиане) прекратили творить неправду.
|
|
|