Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?
Новые народы Руси и Орды: углублённый уровень
Постановка проблемы урока
Традиционные взгляды на Куликовскую битву и её значение
Известие о победе столь решительной произвело восхищение неописанное. Казалось, что независимость, слава и благоденствие нашего отечества утверждены ею навеки; что Орда пала и не восстанет; что кровь христиан, обагрившая берега Дона, была последнею жертвою для России и совершенно умилостивила Небо. Все поздравляли друг друга, радуясь, что дожили до времён столь счастливых, и славили Димитрия как второго Ярослава Великого и нового Александра, единогласно назвав его Донским, а Владимира Андреевича - Храбрым и ставя Мамаево побоище выше Алтского и Невского... Считалось знаменитейшим в преданиях нашей истории до самых времён Петра Великого, или до битвы Полтавской.
Н.М. Карамзин, российский историк начала XIX в., создатель многотомной «Истории государства Российского»
На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т.д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т.д. Это было началом осознания ими себя как единой целостности - России.
Л.Н. Гумилёв, советский и российский историк ХХ в., автор оригинальной концепции этногенеза (происхождения и развития народов)
Различные нетрадиционные взгляды на Куликовскую битву
Многие историки сошлись на том, что Куликовская битва не является событием, внёсшим кардинальные изменения в будущее Российского государства. Это было одно из рядовых военных столкновений в рамках феодальной междоусобицы. Значение Куликовской битвы сегодня выяснить практически невозможно. Мне кажется, нет необходимости его возвеличивать и возводить в ранг судьбоносных. Отмечать этот праздник в масштабе общероссийского я не вижу смысла.
Р.М. Мухаметшин, современный российский учёный, доктор политологии, зав. отделом общественной мысли и исламоведения Института истории АН Республики Татарстан
Мы давно говорим, что на Куликовом поле сражались не русские с татарами, а сторонники централизованного государства и его противники. И точно так же, как в стане Мамая были русские, в стане Дмитрия Донского были татары. А главным итогом сражения стало создание единого многонационального государства...
Н. Травин, заместитель директора музея-заповедника
«Куликово поле»
Минуло не менее столетия со дня сражения за Доном в устье Непрядвы, когда появилось эпическое «Сказание о Мамаевом побоище». <...> «Сказание» доносит до читателей самое большое количество фактов, относящихся к Куликовской битве (благословение Сергия Радонежского, поединок Пересвета с Челубеем, атака засадного полка и т.п. - Прим. ред.). Однако этот памятник, удивительно созвучный идеологическим приоритетам московских правителей на рубеже XV-XVI вв., является носителем целого ряда бросающихся в глаза недостоверных известий и анахронизмов, ставших основой для формирования системы мифов вокруг Куликовской битвы. Чрезмерное использование памятника общественной мысли рубежа XV-XVI вв. для реконструкции событий XIV столетия не только не приблизило исследователей к истине, а, пожалуй, даже отдалило от неё.
А.Е. Петров, современный российский историк, редактор отдела древней истории журнала «Родина»
Сравните традиционные и нетрадиционные трактовки учёными Куликовской битвы, её значение и отображения в исторической памяти. Какие наблюдаются противоречия?
Сформулируйте научные проблемы на основе обозначенных противоречий. Cравните с вариантом авторов (с. 366).
Решение проблемы
Найдите решение проблемы на основании текстов источников. Проведите критический анализ приведённых ниже источников (см. алгоритм анализа источника в § 1). Ознакомьтесь с ними, пытаясь понять содержание (заменяя устаревшие формы слов современными, используя перевод некоторых слов и выражений внутри текста (в скобках) и в примечаниях в конце текста). В результате чтения заполните таблицу.