Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?

Новые народы Руси и Орды: углублённый уровень (окончание)

«Задонщина» великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича

Страница рукописи «Задонщины»

    Об источнике. Поэтическое произведение о Куликовской битве, дошедшее до нашего времени в шести списках, тексты которых сильно отличаются друг от друга. Самый древний, Кирилло-Белозерский,создан в конце XV в., а сама «Задонщина», соответственно, - между 1380 г. и концом XV в. Большинство исследователей склоняются к тому, что «Задонщина» появилась не ранее середины XV в. Те, кто придерживается более ранних датировок, считают автором упоминаемого в произведении брянского боярина Софония (позднее - рязанского священника). Фрагменты «Задонщины» являются парафразом «Слова о полку Игореве» XII в. При этом теми словами, которыми в «Слове» описываются победа и торжество половцев- степняков над русскими полками, в «Задонщине» же, наоборот, изображается уже победа русских над степняками-ордынцами. Здесь даётся в переводе на современный язык Л.А. Дмитриева.

Перевод

...К славному городу Москве съехались все русские князья и говорят такие слова: «У Дона стоят татары поганые, Мамай царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым, хотят реку перейти и отдать жизнь свою во славу нашу».

И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдём туда, прославим жизнь свою миру на диво, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую!»

И сказал всем князь великий Дмитрий Иванович: «Братья мои, князья русские, все мы гнездо великого князя Владимира Киевского! Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни чёрному ворону, ни поганому этому Мамаю!»

На том поле грозные тучи сошлись. Часто сверкали в них молнии и гремели громы могучие. То ведь сразились сыны русские с погаными татарами, чтоб отомстить за свою обиду. Сверкают их доспехи золочёные, гремят князья русские мечами булатными по шлемам хиновским.

А бились с утра до полудня в субботу на Рождество Святой Богородицы.

<...>

И воскликнул князь великий Дмитрий Иванович: «Господи Боже мой, на Тебя уповаю, да не будет на мне позора вовеки, да не посмеются надо мной враги мои!» И помолился он Богу и Пречистой Его Матери и всем святым, и прослезился горько, и утёр слезы.

И тогда, как соколы, стремглав полетели на быстрый Дон. То не соколы полетели: поскакал князь великий Дмитрий Иванович за Дон со своими полками, со всеми воинами. И говорит: «Брат князь Владимир Андреевич, тут, брат, изопьём медовые чары круговые, нападём, брат, своими сильными полками на рать татар поганых».

Тогда начал князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Прикрыли поганые головы свои руками; дрогнул враг. Ветер ревёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, бегут поганые, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой!

Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять поворотили и начали их бить и сечь жестоко, тоску на них наводя. И князья их с коней низвергнуты, и трупами татарскими поля усеяны, а реки кровью их потекли. Тут поганые рассыпались в смятении и побежали непроторёнными дорогами в Лукоморье, скрежещут они зубами своими, раздирают лица свои, так причитая: «Уже нам, братья, в земле своей не бывать, и детей своих не видать, и жён своих не ласкать, а ласкать нам сырую землю и целовать зелёную мураву, а в Русь ратью нам не хаживать и даней нам у русских князей не испрашивать».

    Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века / Пер. Л.А. Дмитриева. - M., 1981.

Сказание о Мамаевом побоище

    Об источнике. «Сказание о Мамаевом побоище» - литературное произведение, содержащее наибольшее число подробностей и деталей Куликовской битвы, но созданное, по мнению большинства исследователей, на рубеже XV-XVI вв. Текст «Сказания» содержит много явных фактических ошибок. Например, согласно всем русским и литовским источникам, союзником Мамая был великий князь литовский Ягайло, а «Сказание» вместо него называет правителем Литвы его предшественника - Ольгерда, который на самом деле умер за несколько лет до Куликовской битвы. Автором «Сказания» считается человек, близкий как к Троице-Сергиеву монастырю, так и ко двору великого князя Ивана III. «Сказание» сохранилось во множестве списков, которые переписывались вплоть до начала XIX в.

Сейчас данное произведение доступно как на бумажных, так и на электронных носителях. Поэтому предлагаем самостоятельно найти текст «Сказания» и внести записи в таблицу (см. с. 336).

    Осуществляем проекты-исследования

Список литературы

    для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Объединение земель вокруг Москвы - закономерность или случайность?»

Горский А.А. История России с древнейших времён до 1914 г. - М., 2008.

Гумилёв Л.Н. От Руси к России. - М., 2010.

История России в современной зарубежной науке. Часть 1. - М., 2010. История России с позиций разных идеологий. - М., 2007.

От Древней Руси до современной России. - М., 2006.

От Древней Руси к России Нового времени. - М., 2003.

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Книга II. 10541462. - М., 2001.

Фёдорова О.П. История России в документах. - М., 2003.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru