Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?

§ 23. Создание Российского государства: базовый уровень

    Постановка проблемы урока

    Цепи рабства

...(Иван III) утвердил венец на главе своей и независимость Государства. Народ веселился, а митрополит уставил особенный ежегодный праздник Богоматери и крестный ход июня 23 в память освобождения России от ига Моголов: ибо здесь конец нашему рабству.

Н.М. Карамзин, русский историк (XIX в.)

...(освобождение Руси от Орды) - выход из кровавой грязи монгольского ига.

К. Маркс, немецкий философ (XIX в.)

    Золотое наследство

Русский царь явился наследником монгольского хана. «Свержение татарского ига» свелось к замене татарского хана православным царём и перенесению ханской ставки в Москву.

Н.C. Трубецкой, русский философ (ХХ в.)

Русские благодаря Золотой Орде оказались вовлечёнными в мировые процессы, а впоследствии сумели создать грандиозное государство под названием Россия. История и татар, и русских упирается в Золотую Орду. Пройдёт время, отпадёт идеологическая шелуха, и на наследство Золотой Орды будут претендовать многие народы.

Р. Хаким, директор Института истории Академии наук Татарстана (XXI в.)

Сравните две группы мнений: в чём их оценки освобождения Руси от власти Орды принципиально отличаются?

Сформулируйте вопрос на основании этого противоречия, а потом сравните с мнением авторов (с. 366).

    Повторение необходимых знаний

Вспомните понятия: восточная деспотия, сословно-представительная монархия (словарь).

Составьте список ключевых событий, определявших характер отношений Руси и Орды с середины XIII до середины XV в. (хронологии § 22-24).

Заполните сравнительную таблицу (§ 20-21, 24).

    Решение проблемы

Люди, стоящие за объединением Руси

Достройте и заполните сравнительную таблицу (§ 20-21, 24).
По тексту определите, какие социально-экономические интересы разных слоёв населения Русских земель XV в. лежали в основе их объединения в Российское государство.
Сравните с интересами населения, создавшего Монгольскую империю и Золотую Орду. Сделайте вывод по проблеме: можно ли Российское государство считать наследником Орды?

    Политическая карта Северной Евразии в середине XV в.

К середине XV в. на месте Золотой Орды формировалось несколько независимых ханств, где правили потомки Чингисхана: Казахское, Узбекское, Сибирское, Казанское, Крымское. Среди них прямым наследником Золотой Орды считалась Большая Орда, ханы которой владели кочевьями в низовьях Волги и Дона. На Западе в Великом княжестве Литовском разгоралась борьба между католической литовско-польской придворной знатью и православным населением западнорусских земель. Между Литвой и Ордой располагались земли «русского улуса» - восточной половины Руси, где уже никто не оспаривал лидерства Москвы, возвысившейся над независимыми республиками (Новгород, Псков, Вятка) и княжествами (Тверь, Ростов, Ярославль, Рязань). Все они продолжали платить дань ханам Большой Орды, которых на Руси по-прежнему именовали «царями» - верховными правителями. Таким образом, новому московскому князю Ивану III (1462-1505) предстояло решить две задачи, поставленные его предшественниками: завершение объединения Восточной Руси и её освобождение от Орды.

Кто на Руси середины XV в. готов был поддержать московского князя в его намерении объединить страну и освободиться от Орды?

Основное население земель и княжеств пока составляли свободные черносошные крестьяне. Они жили на землях, принадлежавших князю или городскому вече, платили за это дань-налог наместникам, по приказу собирались в вооружённое ополчение, а в остальном сами управляли общинами на деревенских и более широких волостных сходах. Именно их сжигали и грабили во время княжеских усобиц, их угоняли в полон ордынские «царевичи», литовские князья, орденские рыцари.

Помимо черносошных общин до половины пахотных земель Руси стали вотчинами — частными владениями. В центре вотчины находилось крупное село с усадьбой хозяина, а вокруг - деревеньки в 1—2 двора. Владельцев большого числа таких вотчин называли боярами, а одной-двух - детьми боярскими. Те и другие заключали договор с князем о службе в войске (в которое они приводили собственную дружину), но пользовались правом вольно переходить от князя к князю, сохраняя за собой вотчины; собирать оброк с населения (которое практически не платило князю), судить жителей вотчин без вмешательства княжеских людей. Все эти боярские вольности держались на сохранении самостоятельности разных княжеств на Руси. Но усобицы, иноземные набеги разоряли и вотчинников.

К середине XV в. появился новый слой служилых землевладельцев — дворяне-помещики. Они получали черносошные земли от князей в поместье — временное владение при условии несения обязательной службы в княжеском войске — личном «дворе» князя. Князь помещал дворян в черносошной деревне, чтобы её население кормило дворянина, платило ему оброки, на которые он купит себе коня, доспехи, вооружит несколько холопов. В годы княжеских усобиц многие мелкие вотчинники (дети боярские) разорялись, так как население их деревень гибло или разбегалось, и сами просились на поместную службу к князьям, имевшим свободные земли. Таковые были прежде всего у Великого князя Московского. Поэтому именно вокруг него собрался самый большой «двор» — группа служилых дворян-помещиков, зависевших от его милости и готовых сражаться за расширение его владений (а значит, и за свои новые поместья).

Особой категорией землевладельцев были представители Церкви — монастыри и кафедры митрополита и епископов. Они владели обширными вотчинами, всячески оберегали свою независимость от княжеской власти и за XIV—XV вв. не раз вступали в конфликты с усиливающимися московскими князьями. В то же время глава Церкви носил титул митрополит всея Руси, а наиболее авторитетные деятели Церкви, такие как Сергий Радонежский, всегда выступали за единство русских православных людей и прекращение междоусобиц.

Юрьев день

Основное земледельческое население церковных и светских вотчин, поместий именуют владельческими крестьянами. Жизнь при монастыре или боярине давала свои выгоды: помощь в неурожайные годы, защиту от набегов. За всё это владельческие крестьяне отдавали хозяевам земли части урожая и приплода скота (оброки), которые описывались в специальных уставных грамотах, а также несколько дней в году могли отработать на боярском поле, покосе, рыбном озере, в лесу (барщина). Однако владельческие крестьяне оставались свободными людьми и при желании могли переселиться на княжеские или пустующие земли, снова став черносошными. По обычаю, это происходило в две недели около осеннего праздника св. Георгия (Юрия) - в Юрьев день (после сбора урожая) с уплатой хозяину земли «пожилого».

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru