Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 2. Дебри первобытного мира (2 млн — 5 тыс. лет назад): от первобытности к цивилизации — как человечество прошло этот путь?

§ 4. «Первобытная революция»: углублённый уровень

    Постановка проблемы урока

    Классовая теория перехода от первобытности к государственности (цивилизации). XX в.

...Возникшая частная собственность порождала ту или иную форму классовой дифференциации (разделения), которая в свою очередь требовала оторванных от народов органов политической власти.

Советский и российский историк А.И. Першиц. История первобытного общества: учеб. для студентов вузов. - М., 2001.

    Классовая теория перехода от первобытности к государственности (цивилизации). XVIII-XIX вв.

Г осударство возникает как результат договора, в который вступают люди, выходящие из первобытного состояния. По соглашению друг с другом люди передают часть своей свободы государству, получая за это его защиту от беспорядка, произвола и т.п. Правителей и общества связывают взаимные права и обязанности (государство - принимать законы, защищать граждан, а граждане - соблюдать законы, платить налоги и т.д.).

По сочинениям Г. Гооция, Ж. Ж. Руссо

Сравните два текста: в чём они противоречат друг другу в вопросе причин перехода от первобытного родового строя к государству и цивилизации?

Какой вопрос возникает у вас на основании этого противоречия?

Cравните с вариантом авторов (с. 366).

    Решение проблемы

Археология о ранних земледельцах «плодородного полумесяца»

Для справки: «плодородным полумесяцем» принято называть территорию Западной Азии, расположенную дугой (полумесяцем) вдоль склонов гор от Палестины через Малую Азию до Ирана. Именно на этой территории, согласно данным современной науки, были введены в культуру такие важные для человечества растения, как пшеница, ячмень, виноград, капуста, лук и др.

Какие выводы можно сделать из данных этого текста о причинах перехода от первобытного общества к цивилизации?

Раннеземледельческая культура Иерихона (VIII-VII тыс. до н.э.) возникла на базе так называемого натуфийского мезолита с характерными формами микролитов. О развитии земледелия свидетельствуют находки вкладышей от серпов, мотыг, отпечатки зёрен и развитое строительное дело (сооружения из сырцового кирпича). В докерамическом неолите по периодизации исследователей (фактически это поздний мезолит) возделывали пшеницу-однозернянку и ячмень, разводили коз, овец, ослов и свиней.

К тому же времени, т.е. к VIII—VII тыс. до н.э., относятся нижние слои поселения Ходжилар на юго-западе Малой Азии. Для него характерны глинобитные дома с раскрашенными стенами и набором земледельческого инвентаря. Материалы раскопок свидетельствуют, что уже в это время возделывался ячмень, хотя по-прежнему был распространён и сбор дикорастущих злаков. Классическим памятником раннеземледельческой культуры Передней Азии является пятислойное поселение Чейюню-Тепеси (7250—6750 гг. до н.э.). Уже в двух нижних слоях чётко прослеживаются следы охотничье-земледельческого хозяйства. Жители поселения возделывали пшеницу — двузернянку и однозернянку. Второе крупное поселение земледельческой культуры — Чатал-Гююк в плодородной Конийской долине относится ко второй половине VII — началу VI тыс. до н.э. Это целый комплекс, состоящий почти из двух десятков поселений. Центральным являлось поселение Чатал-Гююк, занимавшее площадь около 13 га. Люди жили в небольших домах, выстроенных из крупных сырцовых кирпичей. Хозяйство было земледельческо-скотоводческим. Известно 14 видов возделывающихся растений, среди них голозёрный ячмень, два вида пшеницы и горох.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru