|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии
§ 6. «Осевое время» на Востоке: базовый уровень (продолжение)Однако спустя 2 тыс. лет после возникновения первых цивилизаций — около VII—V в. до н.э. — в Западной Азии, Индии, Китае, Греции накопились существенные изменения. Усилилось расслоение на богатых и бедных, участились войны мировых держав за господство, разрушились многие общинные связи и традиционная защита человека от разных природных и общественных бед. Многие почувствовали себя одинокими перед непониманием обрушившихся на них зла, жестокости, несправедливости. Всё это породило новые философско-религиозные учения, отрицавшие мифологическую картину мира: иудейский монотеизм Библии, зороастризм, буддизм, конфуцианство и даосизм, философии Сократа, Платона, Аристотеля и т.д. Спустя 2,5 тыс. лет, в середине XX в., немецкий учёный Карл Ясперс назвал эти перемены осевым временем — то есть временем, когда, как вокруг оси колеса, перевернулись представления человечества о мире. Сам Ясперс так описал его: «Человек осознаёт бытие в целом, себя и свои границы. Перед ним открываются ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он определяет для себя высшие цели... Были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей». Восточные религии спасенияСформулируйте, какое значение для мировой истории и нравственных норм современного человечества имели древневосточные религии спасения. Сделайте вывод: почему до сих пор существуют религии, сложившиеся в Древнем мире? Религии, сложившиеся в «осевое время» на Древнем Востоке, получили название религий спасения, так как каждая из них по-своему предлагала всем людям (независимо от происхождения) духовный путь спасения от мирового зла и жестокости, обнажившихся после крушения мифологической картины мира.
Одна из первых — библейский монотеизм (единобожие) — возникла в Израильско-Иудейском царстве. Ещё в период завоевания Палестины (XIII—XII вв. до н.э.) у древних евреев сложился монотеизм (от греческих слов «один» и «Бог») — почитание единственного Бога — Яхве. Иудейская традиция, отражённая в Ветхом Завете, утверждает, что Господь заключил договор-завет с прародителем евреев Авраамом, обещая Своё покровительство за обязательство поклоняться только Ему. Впоследствии через пророка Моисея Господь даровал евреям скрижали Завета — каменные таблички с 10 заповедями. Впоследствии ветхозаветный монотеизм преобразовался в иудаизм (национальную религию евреев). I в. на основе библейского монотеизма сложилось христианство, ставшее духовной основой средневековых католической и православной, а позже - западной цивилизации. В VII в. на его же основе возникла ещё одна мировая религия - ислам, положившая начало исламской цивилизации (подробнее об иудаизме, христианстве и исламе - см. словарь).
Зороастризм родился около VII-VI вв. до н.э. среди иранских племён. Он получил распространение в VI в. до н.э. в рамках мировой Персидской державы, охватившей Иран, Междуречье, Западную Азию, Египет. Под его влиянием в гигантских масштабах началось слияние ближневосточных культур. Языком межнационального общения стал один из распространённых семитских языков - арамейский. Предание называет основателем религии пророка Заратушту (Заратустру), учившего, что в мире постоянно идёт борьба добра (во главе со светлым богом Ахура-Мазда) и зла (во главе с божеством тьмы — Ангро-Майнью). Для спасения от зла необходимо очиститься от него в мыслях, словах и делах, тогда после смерти душа человека будет взята в рай. Если же на «весах правосудия» перевесят злые мысли и поступки, душу ждут страдания и мрак. Многие идеи зороастризма были восприняты христианскими и мусульманскими мыслителями.
|
|
|