Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии

§ 6. «Осевое время» на Востоке: базовый уровень (окончание)

Будда просветлённый

Около VI в. до н.э. в Индии начал формироваться буддизм. Тогда в конгломерате мелких враждующих княжеств активно росли новые торговоремесленные города, разрушавшие традиционные основы индийского общества — деление на замкнутые слои-варны (брахманов — жрецов, кшатриев — воинов, вайшью — земледельцев и шудр — слуг). Древнее учение брахманов «Веды» утверждало, что души людей после смерти перерождаются в новых телах. По закону кармы (воздаяния за поступки, совершённые при жизни) можно переродиться либо в высшее существо, либо в низшее, вплоть до животного или растения. Чтобы заслужить лучшее перерождение, необходимо следовать законам своего слоя — варны. Против этого древнего учения выступил царевич Гаутама Шакьямуни, который путём уединённых размышлений постиг истину и стал Буддой (просветлённым). Он провозгласил, что вся земная жизнь — страдания, порождённые неудовлетворёнными желаниями. Путь спасения человека — избавление от желаний, страданий и выход души из круга перерождений в нирвану — состояние душевного покоя. Согласно учению Будды, этот путь открыт для любого человека из любой варны, надо лишь не причинять зла ничему живому и пройти долгий путь духовного совершенствования (подробнее о буддизме — см. словарь). Спустя столетия в Индии буддизм утратил большинство своих сторонников, но под его влиянием древние индийские верования преобразовались в комплекс вероучений индуизма, которому до сих пор следует большинство населения Индии (более 1 млрд человек). Сам же буддизм широко распространился в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, став первой мировой религией и одной из духовных основ существующих до сих пор индийской и дальневосточной цивилизаций.

Конфуции

Ещё две религии спасения, а точнее, философских учения — конфуцианство и даосизм — сложились в Китае в VI—V вв. до н.э. Основатель даосизма Лао-Цзы был, вероятно, странствующим философом и учил о том, что всё зло в мире происходит оттого, что люди не понимают предначертанного им Дао (пути) и нарушают его. Чтобы спастись от зла, надо познать своё Дао, не совершать дурных поступков и слиться с природой. Основатель же конфуцианства — Кун-Цзы (Конфуций) — был чиновником и утверждал, что зло проистекает от неправильно организованного управления обществом, которое должно быть похоже на семью с правителем- отцом и детьми-подданными. Великое Небо установило нравственные нормы для всех живущих на Земле, и мудрые правители и чиновники должны им следовать: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым». Конфуцианство со временем стало официальной идеологией Китайской империи. На основе конфуцианства и даосизма сформировалась картина мира дальневосточной цивилизации, объединяющей до 1/5 современного человечества (подробнее о конфуцианстве и даосизме — см. словарь).

    Формулирование вывода и сравнение его с авторским

В «осевое время» (VII-V вв. до н.э.) в древних цивилизациях была разрушена мифологическая картина мира и сложились существующие по сей день религии спасения и философские учения.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru