|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии
§ 6. «Осевое время» на Востоке: базовый уровень
Сравните главные мысли двух текстов о наследии Древнего Востока: в чём они противоречат друг другу? Какую проблему урока вы можете сформулировать на основании этого противоречия? Cравните с вариантом авторов (с. 366).
Вспомните основы разных религий мира: иудаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм (словарь). Вспомните духовные черты основных мировых цивилизаций: католической, православной, западной Нового времени, исламской, индийской, дальневосточной (словарь).
Ось мировой историиСформулируйте причины, по которым в «осевое время» мифологическая картина мира сменилась новыми философско-религиозными учениями. Сделайте вывод: почему до сих пор существуют религии, возникшие в Древнем мире? Первые две тысячи лет цивилизованной истории сознание людей определяла первобытная, мифологическая картина мира. Вообще картиной мира принято называть господствующие в конкретном обществе представления о пространстве и течении времени, о роли и месте человека в мире, о смысле жизни, о законах, которыми определяются явления природы и действия людей. Мифологическая картина мира первобытности и ранней древности предполагала объяснение всего происходящего через мифы (по-гречески «сказания», «предания»). Люди первобытности и древности не отделяли себя от природы. Время они понимали как повторяющееся и неизменное, лишь в далёком прошлом выделяя «мифическое время», когда чудесным образом возник мир (из яйца, из воды и т.д.), появились боги и люди, а герои, наделённые сверхъестественной силой и умом, научили людей важнейшим занятиям (земледелию, ремеслу, письменности и т.д.). Человек с подобным мировоззрением воспринимал себя не как самостоятельную личность, а только как члена рода, общины, города, касты. Существующие в природе и обществе порядки виделись ему вечными и неизменными, а всё непонятное (гроза, наводнение, удача в делах, внезапная смерть близких) объяснялось волей многочисленных богов. При этом мифологическое, языческое сознание отличало богов от людей лишь бессмертием и сверхъестественной силой, что не мешало богам подобно людям завидовать, любить, обманывать, воровать и т.д. Чтобы боги помогали, а не мешали людям, в соответствии с мифологической картиной мира их следовало почитать, приносить жертвы — сжигать в их честь часть урожая, резать на алтарях животных и т.д.
|
|
|