Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии

§ 6. «Осевое время» на Востоке: базовый уровень

    Постановка проблемы урока

    Пыль веков

Вот жили люди на этом Древнем Востоке, и ничего от них не осталось - только витрины в музее да камни, по которым туристы лазают.

Разговор школьников после посещения музея искусств. 2006

Согласно этому бытовому мнению, какая судьба уготована всему культурному наследию Древнего Востока?

    Память столетий

Мировые религии, родившиеся на Востоке, создали то глобальное пространство, в котором мы обитаем и сегодня. Уже тысячи лет они определяют сознание и поведение большинства жителей Земли.

Из лекции экскурсовода в одном из музеев Москвы. 2010.

Что из культурного наследия Древнего Востока до сих пор живо?

Сравните главные мысли двух текстов о наследии Древнего Востока: в чём они противоречат друг другу?

Какую проблему урока вы можете сформулировать на основании этого противоречия? Cравните с вариантом авторов (с. 366).

    Повторение необходимых знаний

Моисей со скрижалями Завета

Вспомните основы разных религий мира: иудаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм (словарь).

Вспомните духовные черты основных мировых цивилизаций: католической, православной, западной Нового времени, исламской, индийской, дальневосточной (словарь).

    Решение проблемы

Ось мировой истории

Сформулируйте причины, по которым в «осевое время» мифологическая картина мира сменилась новыми философско-религиозными учениями. Сделайте вывод: почему до сих пор существуют религии, возникшие в Древнем мире?

Первые две тысячи лет цивилизованной истории сознание людей определяла первобытная, мифологическая картина мира. Вообще картиной мира принято называть господствующие в конкретном обществе представления о пространстве и течении времени, о роли и месте человека в мире, о смысле жизни, о законах, которыми определяются явления природы и действия людей. Мифологическая картина мира первобытности и ранней древности предполагала объяснение всего происходящего через мифы (по-гречески «сказания», «предания»). Люди первобытности и древности не отделяли себя от природы. Время они понимали как повторяющееся и неизменное, лишь в далёком прошлом выделяя «мифическое время», когда чудесным образом возник мир (из яйца, из воды и т.д.), появились боги и люди, а герои, наделённые сверхъестественной силой и умом, научили людей важнейшим занятиям (земледелию, ремеслу, письменности и т.д.). Человек с подобным мировоззрением воспринимал себя не как самостоятельную личность, а только как члена рода, общины, города, касты. Существующие в природе и обществе порядки виделись ему вечными и неизменными, а всё непонятное (гроза, наводнение, удача в делах, внезапная смерть близких) объяснялось волей многочисленных богов. При этом мифологическое, языческое сознание отличало богов от людей лишь бессмертием и сверхъестественной силой, что не мешало богам подобно людям завидовать, любить, обманывать, воровать и т.д. Чтобы боги помогали, а не мешали людям, в соответствии с мифологической картиной мира их следовало почитать, приносить жертвы — сжигать в их честь часть урожая, резать на алтарях животных и т.д.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru