Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?

§ 9. Рождение Средневековья: углублённый уровень

    Постановка проблемы урока

    Ж. Ле Гофф, французский историк XX в. (Средневековье через призму цивилизационного подхода школы «Анналов»)

Концепция тотальной истории включает в себя не только то, что другие подразумевают под культурой и цивилизацией, - она подразумевает также материальную культуру, экономику, повседневную жизнь... не устанавливая между ними отношения детерминизма (зависимости одного от другого. - Прим. ред.), ни даже иерархии. В особенности она избегает понятий «базис» и «надстройки» (ключевые понятия исторического материализма. - Прим. ред.)

...Более всего мне хотелось изобразить все эти аспекты средневековой цивилизации, демонстрируя ментальность, эмоциональность и установки поведения. ибо они-то и придают ей всю её красочность, оригинальность и глубину: символическое мышление, чувство неуверенности или вера в чудеса сказали бы нам больше о Средних веках, чем изощрённо построенные догмы и идеологические анахроничные абстракции.

Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

    Е.В. Гутнова, А.А. Сванидзе, З.В. Удальцова, советские - российские историки (Средневековье через призму исторического материализма)

В наши дни в западной медиевистике (науке о Средневековье. - Прим. ред.) найдётся немало учёных, отрицающих комплексный подход к истории феодального общества. Однако зачастую они видят главную его основу не в характере производственных отношений, а в других факторах. Некоторые считают такой основой вассально-ленную систему, другие - состояние феодальной раздробленности. Наконец, в последние годы усиливается тенденция сводить своеобразие феодального строя и его эволюции к субъективному восприятию его людьми того времени, к их социальной психологии (менталитету) и мотивам поведения. Признавая значительную роль всех перечисленных черт феодальной системы, едва ли можно считать ту или иную из них приоритетной.

История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. Введение. - М., 1992.

Сравните позиции представителей двух научных школ: в чём отличаются их взгляды на то, что явилось основой средневековой Европы?

Какую научную проблему можно сформулировать на основании этого противоречия? Предложите свой вариант и сравните с авторским (с. 366).

    Решение проблемы

Вопросы периодизации Средневековья

На основании текста выделите все научно-мировоззренческие проблемы, которые касаются использования термина «Средние века». Сделайте вывод по проблеме.

Термин «Средние века» используется в европейской науке для обозначения периода между Древним миром (Античностью) и Новым временем, когда в Западной Европе преобладали:

    — натуральное хозяйство;

    — деление общества на феодалов и зависимых от них крестьян;

    — вассальные отношения внутри класса феодалов;

    — преобладание феодальной раздробленности государств;

    — господство Церкви во всех сферах жизни.

Для других мировых цивилизаций (православный мир, исламский мир, индийская и дальневосточная цивилизации) в этот же временной период — примерно с середины I тыс. до середины II тыс. вышеперечисленные черты или вовсе не были свойственны, или возникали в иные временные промежутки истории.

Термин «Средние века» впервые употребили итальянские гуманисты в конце XV в., чтобы обозначить «мрачное, варварское, тёмное» время, отделяющее высокую культуру Античности от современного им Возрождения. Подобная оценка данной эпохи до сих пор сохранилась в массовой культуре. А ведь Средневековье — эпоха, в которую были заложены многие основы современного мира. В Средние века развились языки, на которых и поныне говорит население Европы, и сформировались европейские нации с их укладом жизни и особенностями психологии; сложились основные европейские государства, парламенты и судебные системы.

Начало Средних веков в Западной Европе чаще всего относят к IV—V вв. Разные учёные предлагали разные конкретные даты — 395 г. (разделение Римской империи), 410 г. (взятие Рима), 476 г. (падение Западно-Римской империи). В масштабах всемирной, а не только европейской истории рубежом Древности и Средневековья может считаться Великое переселение народов, повлиявшее на судьбы всех мировых цивилизаций.

Дата окончания эпохи Средневековья также обсуждается: середина XV в. (1453 г. — падение Византии), конец XV в. (1492 г. — открытие Америки), начало XVI в. (1517 г. — начало Реформации), середина XVII в. (1642 г. — начало Английской буржуазной революции) и даже XVIII в. — крушение основ Средневековья в эпоху Просвещения. В советской историографии господствовала единая точка зрения, датировавшая конец Средневековья серединой XVII в. В современной российской науке преобладает мнение о конце Средневековья на рубеже XV—XVI вв. В масштабах всемирной истории это соотносится с эпохой Великих географических открытий.

Две основные трактовки понятия «феодализм»

Сравните два подхода: что у них общего, а что различного? Сделайте вывод по проблеме.

Термин «феодализм» — ключевой для эпохи Средневековья. Однако его понимание различно в современных научных школах.

В XX в. спор между двумя концепциями шёл достаточно жёстко, в рамках общего политико-мировоззренческого соперничества мира капитализма и системы социализма. В XXI в. острота спора снизилась, но различия подходов остались. Для отечественной исторической науки характерно повышенное внимание к социально-экономическим аспектам. В последние годы всё большую популярность среди российских учёных приобретает многофакторный подход.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru