|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?
§ 9. Рождение Средневековья: углублённый уровень (продолжение)Разные научные школы о своеобразии средневековой ЕвропыСравните отличительные черты, которые выделяют в средневековой Европе западные и отечественные учёные.
Сделайте вывод по проблеме. Ж. Ле Гофф о средневековой Европе
В период детства средневековой цивилизации, в V-IX вв., зародился строй мышления и особенности чувственного восприятия мира... средневековой ментальности. ...Это было время великих еретических движений или, скорее, доктринальных колебаний. Можно в общем сказать, что триумф ортодоксии (победа канонического, не еретического взгляда на христианство. — Прим. ред.) был успехом «среднего пути» между примитивностью арианства или манихейства или сложностью пелагианства и присциллианства*. * Арианство, манихейство, пелагианство, присциллианство — еретические учения, возникшие в первые века христианства и не согласные с традиционным учением Церкви. Пробным камнем было, кажется, отношение к свободной воле и благодати. Склонись христианство в своё время вместе с манихеями перед доктриной предопределения (т.е. веры в то, что у человека нет свободы выбора - все его поступки и возможность спасти свою душу предопределены Богом. — Прим. ред.) - и тяжкий груз Божественного детерминизма навалился бы на плечи Запада, и он оказался бы в полной власти не имеющих противовеса господствующих классов, которые не преминули бы провозгласить себя единственными толкователями всемогущей Божественной воли. А если бы восторжествовало пелагианство (противоположная ересь), то мир, несомненно, оказался бы перед угрозой анархии. Понятно, что Запад сделал верный выбор, предпочтя средний путь. Благодаря этому в тех условиях, когда рабство исчерпало свои возможности и необходимо было привлечь массы народа к труду, человек смог осознать, несмотря на слабость технического оснащения труда и скромность своих притязаний, что он обладает некоторою властью над природой... Собственность как материальная или психологическая реальность была почти не известна в Средние века. От крестьянина до сеньора каждый индивид, каждая семья имели лишь более или менее широкие права условной, временной собственности. Каждый человек не только имел над собой господина или кого-то обладающего более мощным правом, кто мог насильно лишить его земли, но и само право признавало за сеньором легальную возможность отнять у крестьянина или рыцаря-вассала его земельное имущество при условии предоставления ему эквивалента, подчас очень удалённого от изъятого. Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992. С. 106, 110-111, 126-127. Е.В. Гутнова, А.А. Сванидзе, З.В. Удальцова, советские-российские историки о средневековой ЕвропеОб авторах. Евгения Владимировна Гутнова (1914-1992) - доктор ист. наук, профессор МГУ, специалист по социально-политической истории Средних веков, создатель собственной научной школы. Аделаида Анатольевна Сванидзе (р. 1929) - доктор ист. наук, профессор МГУ, РГГУ, МГИМО(У), специалист по социальной и политической истории Западной и Северной Европы в Средние века и раннее Новое время (история городов, ремёсел, культуры и т.д.). Зинаида Владимировна Удальцова (1918-1987) - доктор ист. наук, директор Института всеобщей истории АН СССР, специалист по истории Византии и истории славян, разрабатывала теорию европейского феодализма. Хозяйственные условия во многом определили способ производства, лежавший в основе феодального строя и характерный в общих чертах для всех регионов средневековой Европы. Это, в первую очередь, господство крупной земельной собственности, основанной на эксплуатации мелких, самостоятельно хозяйствующих земледельцев-крестьян. В большинстве своём крестьяне являлись не собственниками, а лишь держателями своих земельных наделов и поэтому находились в поземельной, а иногда также в правовой и личной зависимости от землевладельцев-феодалов... Без внеэкономического (силового) принуждения феодалы не сумели бы взимать ренту (часть доходов крестьян) и вообще реализовывать своё господство. Классы и различные социальные слои в средневековом обществе приняли форму юридически закреплённых сословий, выступили в виде классов-сословий (духовные и светские феодалы, крестьянство, городское бюргерство. - Прим. ред.). ...Государство... было одним из главных эксплуататоров широких народных масс. Из. христианских идей ортодоксальная церковь на Западе и на Востоке активно пропагандировала в основном те, которые помогали освящать Божественным авторитетом феодальный строй, социальное неравенство, внушать народным массам смирение и беспрекословное повиновение феодалам и государству. В руках официальной церкви, таким образом, христианство превратилось в форму господствующей в средневековом обществе церковнофеодальной идеологии. Е.В. Гутнова, А.А. Сванидзе, З.В. Удальцова. История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. Введение. - М., 1992. С. 7-9. Письменные источники V-VIII веков о средневековой ЕвропеНайдите то, что объединяет, и то, что разделяет данные тексты. Какие их особенности, на ваш взгляд, позволяют с уверенностью отнести их к эпохе Средневековья? Сделайте вывод по проблеме. Житие святой Женевьевы
35. В этом же городе одному богатому человеку было предписано совершить общее молебствие за его достойного порицания раба. И когда он окончательно погряз в упорстве безумном и на общей молитве не захотел простить того раба, она удалилась от него в печали, ибо ничего не смогла сделать. Тут же господин, вернувшись домой, был охвачен смертельным недугом, лихорадкой. Когда его, лежащего в кровати, болезнь стала угнетать ещё сильнее, он, страдая от жара и изрыгая пену, бросился к ногам святой Женевьевы. Та помолилась, и господин излечился от своей отвратительной болезни, а раба полностью освободил от тяжких оков обвинения. Перевод с латинского языка сделан по изданию: Vita sanctae Genovrfae virginis Parisiorum patronae / Ed. Carolus Kunstle. Lipsiae, 1910. Текст воспроизведён по изданию: Житие святой Женевьевы // Альфа и Омега. 1996. № 4 (11).
|
|
|