Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?

§ 9. Рождение Средневековья: углублённый уровень (продолжение)

Разные научные школы о своеобразии средневековой Европы

Сравните отличительные черты, которые выделяют в средневековой Европе западные и отечественные учёные.

Сделайте вывод по проблеме.

Ж. Ле Гофф о средневековой Европе

    Об авторе. Жак Ле Гофф (р. 1924) - французский историк, яркий последователь школы «Анналов». Его перу принадлежат такие новаторские работы, как «Интеллектуалы Средневековья», «Воображение в Средние века» и другие. Цель исследований Ле Гоффа - связать социальную историю с историей личности.

В период детства средневековой цивилизации, в V-IX вв., зародился строй мышления и особенности чувственного восприятия мира... средневековой ментальности.

...Это было время великих еретических движений или, скорее, доктринальных колебаний. Можно в общем сказать, что триумф ортодоксии (победа канонического, не еретического взгляда на христианство. — Прим. ред.) был успехом «среднего пути» между примитивностью арианства или манихейства или сложностью пелагианства и присциллианства*.

    * Арианство, манихейство, пелагианство, присциллианство — еретические учения, возникшие в первые века христианства и не согласные с традиционным учением Церкви.

Пробным камнем было, кажется, отношение к свободной воле и благодати. Склонись христианство в своё время вместе с манихеями перед доктриной предопределения (т.е. веры в то, что у человека нет свободы выбора - все его поступки и возможность спасти свою душу предопределены Богом. — Прим. ред.) - и тяжкий груз Божественного детерминизма навалился бы на плечи Запада, и он оказался бы в полной власти не имеющих противовеса господствующих классов, которые не преминули бы провозгласить себя единственными толкователями всемогущей Божественной воли. А если бы восторжествовало пелагианство (противоположная ересь), то мир, несомненно, оказался бы перед угрозой анархии. Понятно, что Запад сделал верный выбор, предпочтя средний путь. Благодаря этому в тех условиях, когда рабство исчерпало свои возможности и необходимо было привлечь массы народа к труду, человек смог осознать, несмотря на слабость технического оснащения труда и скромность своих притязаний, что он обладает некоторою властью над природой... Собственность как материальная или психологическая реальность была почти не известна в Средние века. От крестьянина до сеньора каждый индивид, каждая семья имели лишь более или менее широкие права условной, временной собственности. Каждый человек не только имел над собой господина или кого-то обладающего более мощным правом, кто мог насильно лишить его земли, но и само право признавало за сеньором легальную возможность отнять у крестьянина или рыцаря-вассала его земельное имущество при условии предоставления ему эквивалента, подчас очень удалённого от изъятого.

    Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992. С. 106, 110-111, 126-127.

Е.В. Гутнова, А.А. Сванидзе, З.В. Удальцова, советские-российские историки о средневековой Европе

    Об авторах. Евгения Владимировна Гутнова (1914-1992) - доктор ист. наук, профессор МГУ, специалист по социально-политической истории Средних веков, создатель собственной научной школы. Аделаида Анатольевна Сванидзе (р. 1929) - доктор ист. наук, профессор МГУ, РГГУ, МГИМО(У), специалист по социальной и политической истории Западной и Северной Европы в Средние века и раннее Новое время (история городов, ремёсел, культуры и т.д.). Зинаида Владимировна Удальцова (1918-1987) - доктор ист. наук, директор Института всеобщей истории АН СССР, специалист по истории Византии и истории славян, разрабатывала теорию европейского феодализма.

Хозяйственные условия во многом определили способ производства, лежавший в основе феодального строя и характерный в общих чертах для всех регионов средневековой Европы. Это, в первую очередь, господство крупной земельной собственности, основанной на эксплуатации мелких, самостоятельно хозяйствующих земледельцев-крестьян. В большинстве своём крестьяне являлись не собственниками, а лишь держателями своих земельных наделов и поэтому находились в поземельной, а иногда также в правовой и личной зависимости от землевладельцев-феодалов... Без внеэкономического (силового) принуждения феодалы не сумели бы взимать ренту (часть доходов крестьян) и вообще реализовывать своё господство.

Классы и различные социальные слои в средневековом обществе приняли форму юридически закреплённых сословий, выступили в виде классов-сословий (духовные и светские феодалы, крестьянство, городское бюргерство. - Прим. ред.).

...Государство... было одним из главных эксплуататоров широких народных масс.

Из. христианских идей ортодоксальная церковь на Западе и на Востоке активно пропагандировала в основном те, которые помогали освящать Божественным авторитетом феодальный строй, социальное неравенство, внушать народным массам смирение и беспрекословное повиновение феодалам и государству. В руках официальной церкви, таким образом, христианство превратилось в форму господствующей в средневековом обществе церковнофеодальной идеологии.

    Е.В. Гутнова, А.А. Сванидзе, З.В. Удальцова. История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. Введение. - М., 1992. С. 7-9.

Письменные источники V-VIII веков о средневековой Европе

Найдите то, что объединяет, и то, что разделяет данные тексты. Какие их особенности, на ваш взгляд, позволяют с уверенностью отнести их к эпохе Средневековья?

Сделайте вывод по проблеме.

Житие святой Женевьевы

    Об источнике. Текст присутствует в Житиях западноевропейских святых и мучеников. Относится к VII в. Единого мнения по поводу точных дат жизни св. Женевьевы (Геновефы) не существует. Родилась она в 420 или 423 г. По дате её кончины существуют значительные расхождения: ок. 500, 507 и 512 г. День памяти - 3 января.

35. В этом же городе одному богатому человеку было предписано совершить общее молебствие за его достойного порицания раба. И когда он окончательно погряз в упорстве безумном и на общей молитве не захотел простить того раба, она удалилась от него в печали, ибо ничего не смогла сделать. Тут же господин, вернувшись домой, был охвачен смертельным недугом, лихорадкой. Когда его, лежащего в кровати, болезнь стала угнетать ещё сильнее, он, страдая от жара и изрыгая пену, бросился к ногам святой Женевьевы. Та помолилась, и господин излечился от своей отвратительной болезни, а раба полностью освободил от тяжких оков обвинения.

    Перевод с латинского языка сделан по изданию: Vita sanctae Genovrfae virginis Parisiorum patronae / Ed. Carolus Kunstle. Lipsiae, 1910. Текст воспроизведён по изданию: Житие святой Женевьевы // Альфа и Омега. 1996. № 4 (11).

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru