|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?
§ 9. Рождение Средневековья: углублённый уровень (окончание)О войне города Парижа с норманнами
17. Осада парижской башни Шателе норманнами. 887 г. ...Едва занялась заря, как этот вождь повёл своё войско на битву. Все они бросаются со своих кораблей, бегут к башне (Chatelet - главная башня из укреплений тогдашнего Парижа, древней римской постройки), колеблют её жестоко до основания учащёнными ударами и осыпают градом стрел. Город оглашается криками; жители стремятся со всех сторон; мосты дрожат под их шагами; всё бежит и торопится на защиту башни. Между ними отличаются своим мужеством граф Одо, брат его Роберт и граф Рагнар; тут же и храбрый аббат Эббль, племянник епископа. Сам же епископ слегка ранен: его коснулась острая стрела; Фридрих, его оруженосец, юноша, цветущий летами, поражён мечом; юный воин погиб, а старец, исцелённый рукою Бога, возвращает своё здоровье. Для многих из наших это был последний день; но и они, со своей стороны, нанесли врагу жестокие раны. Наконец наши отступили, погубив тьму данов, у которых едва сохранились признаки жизни... Текст воспроизведён по изданию: История Средних веков в её писателях и исследованиях новейших учёных. Том II. - СПб., 1864. Исидор Севильский. О природе вещейОб источнике. Труды севильского епископа Исидора (570-636) занимают особое место в культуре VI-VII вв. Вестготы в испанском королевстве приняли римско-католическое вероисповедание, отказавшись от арианства. Это потребовало объединения общества на идеологической основе, и епископ Севильи взял на себя задачу систематизации всего известного тогда знания и изложения его в понятной для современников форме. Его труд стал главным источником образованности для ряда поколений («Хроника», «История царей готов», «О рождении и смерти отцов», «Некоторые аллегории Священного Писания», «Сентенции», «О порядке творений», «О природе вещей», «Этимологии, или Начала»). Перечислите отличия картины мира средневековых христиан (описанной Исидором Севильским) от современной научной картины мира. 12. О небе и его имени 1. В духовном понимании небо — это Церковь, которая сверкает в этой жизни добродетелями святых, подобными сияющим светилам небесным. Часто под небом подразумеваются все святые и ангелы... 3. Части неба суть небосвод, ось, склон, точки вращения, своды, полюсы и полушария. Небосвод есть то, чем ограничено небо... Своды - это края неба. Полюсы - это вершины небесных циклов, на которые главным образом и опирается сфера. Из них один, обращённый к северу, называется Борей, а второй, что по ту сторону земли, — Австронотий. Полушарий же два, из них одно находится над землёй, а второе - под землёй. 4. Мудрецы считают, что небо днём и ночью вращается с востока на запад. Они утверждают, что оно круглое, подвижное и пылающее, что его сфера расположена под водами для того, чтобы она вращалась именно в них и чтобы воды предотвратили её воспламенение... Говорят, что все части небесной сферы одинаковой плотности, одинаково обращены во все стороны и удалены от центра земли на одинаковое расстояние. Именно эта необычайная равномерность и делает её такой устойчивой и не позволяет ей наклониться в какую-либо сторону, так что она удерживается на месте без всякой опоры. Из летописи аббатства МуриОб источнике. Мури с 1027 г. являлось имперским аббатством на землях швейцарского кантона. Имперское аббатство - монастырь в составе Священной Римской империи, подчинявшийся в светских вопросах непосредственно императору и обладавший целым комплексом прав и привилегий, обеспечивавших его функционирование в качестве самостоятельного церковного княжества. Главы имперских аббатств (имперские прелаты) имели право участия в рейхстагах Священной Римской империи. Эпизод, о котором говорится в отрывке, имел место около 1038 г. н.э. Благодаря своей наглядности данный отрывок процитирован во многих учебных пособиях по истории Средних веков. Двусмысленность этого повествования в том, что аббатство Мури в момент написания хроники являлось собственником столь неправедно, по словам летописца, приобретённой земли, выкупленной у потомков Гунтранна. Жил некогда в Волене могучий вельможа, именем Гунтранн, множество владений в разных местах имевший и на имущество соседей своих жадно взиравший. Некие свободные люди, проживавшие в одном селении, в чаянии, что он будет (к ним) добрым и милостивым, передали ему свои земли и сделались его чинше- виками, с условием, чтобы под покровительством и защитою его пребывать в безопасности. Он же, возрадовавшись и замысливши злое, стал утеснять их: сперва одолевал просьбами, потом, пользуясь широкой своею властью, приказал отправлять для него (разные) службы, как будто бы они были его крепостные... именно — утеснял их полевыми работами, уборкою сена и прочим по своему произволу. Тем временем король прибыл в Солер, пришли туда и поименованные поселяне, с жалобами на незаконное их утеснение. Но в столь многочисленном сборище вельмож, а также по причине грубости их речи не дошли до государя эти жалобы. Не в добрый час пришли они туда, ни с чем и вернулись обратно. Социальная история Средневековья/Под ред. Е.А. Косминского и А.Д. Удальцова. Т. 1. - М.-Л., 1927. С. 222. Повинности кэрлов (свободных общинников) в вотчине ХэрстборнОб источнике. Приведённый отрывок описи вотчины Хэрстборн характеризует экономическое положение и правовой статус крестьянства в период после англосаксонского завоевания. Точное время составления неизвестно, данный текст сохранился в копии текста жалованной грамоты короля Эдуарда Старшего, которую датируют 900 г. н.э. Здесь записаны повинности, которые кэрлы должны исполнять в Хэрстборне. Прежде всего с каждой гайды (земельный надел) они должны платить 40 пенсов ко дню осеннего равноденствия и давать 6 церковных мер пива, 3 сестария пшеницы для белого хлеба, и вспахивать 3 акра в своё собственное время, и засевать их собственными семенами, и в своё собственное время (время, свободное от барщины) доставить [снятый урожай] в амбар, и давать три фунта ячменя в качестве гафоля, и пол-акра сжать в качестве гафоля (натуральная подать) в собственное время, и сложить урожай в скирды, и нарубить 4 подводы дров в качестве гафоля, и сложить их штабелями в собственное время, и соорудить 16 ярдов ограды в качестве гафоля в собственное время, и на Пасху давать двух овец с двумя ягнятами, причём две молодые овцы могут заменить одну взрослую, и они обязаны мыть овец и стричь их в своё собственное время. И каждую неделю они должны исполнять такую работу, какую им будет приказано делать, исключая 3 недели; одну - в середине зимы, другую — на Пасху и третью — в канун праздника Вознесения. История Средних веков. Хрестоматия : пос. для учителя. - М., 1969. С. 77-78.
Список литературы для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Христианская культура от падения Рима до Карла Великого» Блок М. Феодальное общество / Пер. с фр. М.Л. Кожевниковой. — М., 2003. История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. Введение. — М., 1992. История Средних веков. В 2 т. : учеб. для студ. / Под ред. С.П. Карпова. Т. 1. — М., 2001. Кёнигсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400—1500 годы : учеб. для студ. / Пер. с англ.; предисл. Д.Э. Харитоновича. — М., 2001. Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992.
|
|
|