|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?
§ 9. Рождение Средневековья: углублённый уровень (окончание)О войне города Парижа с норманнами
17. Осада парижской башни Шателе норманнами. 887 г. ...Едва занялась заря, как этот вождь повёл своё войско на битву. Все они бросаются со своих кораблей, бегут к башне (Chatelet - главная башня из укреплений тогдашнего Парижа, древней римской постройки), колеблют её жестоко до основания учащёнными ударами и осыпают градом стрел. Город оглашается криками; жители стремятся со всех сторон; мосты дрожат под их шагами; всё бежит и торопится на защиту башни. Между ними отличаются своим мужеством граф Одо, брат его Роберт и граф Рагнар; тут же и храбрый аббат Эббль, племянник епископа. Сам же епископ слегка ранен: его коснулась острая стрела; Фридрих, его оруженосец, юноша, цветущий летами, поражён мечом; юный воин погиб, а старец, исцелённый рукою Бога, возвращает своё здоровье. Для многих из наших это был последний день; но и они, со своей стороны, нанесли врагу жестокие раны. Наконец наши отступили, погубив тьму данов, у которых едва сохранились признаки жизни... Текст воспроизведён по изданию: История Средних веков в её писателях и исследованиях новейших учёных. Том II. - СПб., 1864. Исидор Севильский. О природе вещейОб источнике. Труды севильского епископа Исидора (570-636) занимают особое место в культуре VI-VII вв. Вестготы в испанском королевстве приняли римско-католическое вероисповедание, отказавшись от арианства. Это потребовало объединения общества на идеологической основе, и епископ Севильи взял на себя задачу систематизации всего известного тогда знания и изложения его в понятной для современников форме. Его труд стал главным источником образованности для ряда поколений («Хроника», «История царей готов», «О рождении и смерти отцов», «Некоторые аллегории Священного Писания», «Сентенции», «О порядке творений», «О природе вещей», «Этимологии, или Начала»).
12. О небе и его имени 1. В духовном понимании небо — это Церковь, которая сверкает в этой жизни добродетелями святых, подобными сияющим светилам небесным. Часто под небом подразумеваются все святые и ангелы... 3. Части неба суть небосвод, ось, склон, точки вращения, своды, полюсы и полушария. Небосвод есть то, чем ограничено небо... Своды - это края неба. Полюсы - это вершины небесных циклов, на которые главным образом и опирается сфера. Из них один, обращённый к северу, называется Борей, а второй, что по ту сторону земли, — Австронотий. Полушарий же два, из них одно находится над землёй, а второе - под землёй. 4. Мудрецы считают, что небо днём и ночью вращается с востока на запад. Они утверждают, что оно круглое, подвижное и пылающее, что его сфера расположена под водами для того, чтобы она вращалась именно в них и чтобы воды предотвратили её воспламенение... Говорят, что все части небесной сферы одинаковой плотности, одинаково обращены во все стороны и удалены от центра земли на одинаковое расстояние. Именно эта необычайная равномерность и делает её такой устойчивой и не позволяет ей наклониться в какую-либо сторону, так что она удерживается на месте без всякой опоры. Из летописи аббатства МуриОб источнике. Мури с 1027 г. являлось имперским аббатством на землях швейцарского кантона. Имперское аббатство - монастырь в составе Священной Римской империи, подчинявшийся в светских вопросах непосредственно императору и обладавший целым комплексом прав и привилегий, обеспечивавших его функционирование в качестве самостоятельного церковного княжества. Главы имперских аббатств (имперские прелаты) имели право участия в рейхстагах Священной Римской империи. Эпизод, о котором говорится в отрывке, имел место около 1038 г. н.э. Благодаря своей наглядности данный отрывок процитирован во многих учебных пособиях по истории Средних веков. Двусмысленность этого повествования в том, что аббатство Мури в момент написания хроники являлось собственником столь неправедно, по словам летописца, приобретённой земли, выкупленной у потомков Гунтранна. Жил некогда в Волене могучий вельможа, именем Гунтранн, множество владений в разных местах имевший и на имущество соседей своих жадно взиравший. Некие свободные люди, проживавшие в одном селении, в чаянии, что он будет (к ним) добрым и милостивым, передали ему свои земли и сделались его чинше- виками, с условием, чтобы под покровительством и защитою его пребывать в безопасности. Он же, возрадовавшись и замысливши злое, стал утеснять их: сперва одолевал просьбами, потом, пользуясь широкой своею властью, приказал отправлять для него (разные) службы, как будто бы они были его крепостные... именно — утеснял их полевыми работами, уборкою сена и прочим по своему произволу. Тем временем король прибыл в Солер, пришли туда и поименованные поселяне, с жалобами на незаконное их утеснение. Но в столь многочисленном сборище вельмож, а также по причине грубости их речи не дошли до государя эти жалобы. Не в добрый час пришли они туда, ни с чем и вернулись обратно. Социальная история Средневековья/Под ред. Е.А. Косминского и А.Д. Удальцова. Т. 1. - М.-Л., 1927. С. 222. Повинности кэрлов (свободных общинников) в вотчине ХэрстборнОб источнике. Приведённый отрывок описи вотчины Хэрстборн характеризует экономическое положение и правовой статус крестьянства в период после англосаксонского завоевания. Точное время составления неизвестно, данный текст сохранился в копии текста жалованной грамоты короля Эдуарда Старшего, которую датируют 900 г. н.э. Здесь записаны повинности, которые кэрлы должны исполнять в Хэрстборне. Прежде всего с каждой гайды (земельный надел) они должны платить 40 пенсов ко дню осеннего равноденствия и давать 6 церковных мер пива, 3 сестария пшеницы для белого хлеба, и вспахивать 3 акра в своё собственное время, и засевать их собственными семенами, и в своё собственное время (время, свободное от барщины) доставить [снятый урожай] в амбар, и давать три фунта ячменя в качестве гафоля, и пол-акра сжать в качестве гафоля (натуральная подать) в собственное время, и сложить урожай в скирды, и нарубить 4 подводы дров в качестве гафоля, и сложить их штабелями в собственное время, и соорудить 16 ярдов ограды в качестве гафоля в собственное время, и на Пасху давать двух овец с двумя ягнятами, причём две молодые овцы могут заменить одну взрослую, и они обязаны мыть овец и стричь их в своё собственное время. И каждую неделю они должны исполнять такую работу, какую им будет приказано делать, исключая 3 недели; одну - в середине зимы, другую — на Пасху и третью — в канун праздника Вознесения. История Средних веков. Хрестоматия : пос. для учителя. - М., 1969. С. 77-78.
Список литературы для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Христианская культура от падения Рима до Карла Великого» Блок М. Феодальное общество / Пер. с фр. М.Л. Кожевниковой. — М., 2003. История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. Введение. — М., 1992. История Средних веков. В 2 т. : учеб. для студ. / Под ред. С.П. Карпова. Т. 1. — М., 2001. Кёнигсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400—1500 годы : учеб. для студ. / Пер. с англ.; предисл. Д.Э. Харитоновича. — М., 2001. Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992.
|
|
|