Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

Как работать с учебником

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ

Ты продолжаешь изучать предмет «История». Учебник Образовательной системы «Школа 2100» поможет тебе в развитии умений (действий), которые необходимы в жизни. Эти умения или действия (они называются универсальными) развиваются через специальные задания, обозначенные в учебнике кружками и фоном условных знаков разного цвета. Каждый цвет соответствует определённой группе умений:

    — организовывать свои действия: ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат ();

    — работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать её ();

    — общаться и взаимодействовать с другими людьми, понимать других, договариваться, сотрудничать ( );

    — развивать качества своей личности, оценивать свои и чужие слова и поступки ( ).

Так обозначены задания, где нужно применить разные группы умений; мы называем их жизненными задачами и проектами.

Зачем мы будем учиться?

Изучение истории поможет тебе:

    — объяснять разнообразие современного мира, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину;

    — выявлять причины и следствия событий, мотивы поступков наших предков;

    — самостоятельно давать и объяснять нравственные оценки событий;

    — оценивать события с позиций гражданина и патриота России, понимать и уважать иные позиции и оценки.

Как мы будем учиться?

Для успешного изучения предмета и овладения универсальными умениями на уроках используется проблемный диалог (образовательная технология). Поэтому структура параграфа имеет в учебнике следующий вид:

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

Это подведение к проблемному вопросу (цели) урока: ученики обсуждают противоречие между фактами, точками зрения (например, в исторических источниках) и формулируют учебную проблему урока (всем классом, в группе или в паре).

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Так обозначены вопросы, задания по изученному материалу, который необходим для открытия нового знания.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Ученики в группе, в паре или совместно с учителем, ведя диалог, ищут решение проблемы и формулируют выводы (закономерность, понятие, свою оценку событий). Для этого необходимо поработать с частями текста параграфа, выполняя задания, расположенные перед ними. Это - продуктивные задания, на них нет готового ответа в тексте, но этот ответ (свой продукт) можно создать, опираясь на имеющуюся в тексте информацию.

Порядок выполнения продуктивного задания

1. Осмысли задание (объясни своими словами то, что требуется сделать).

2. Найди информацию, необходимую для выполнения задания.

3. Преобразуй её так, чтобы получить ответ (найти аргументы, выделить главное, обосновать свою позицию и т.д.).

4. Запиши, если необходимо, своё решение (в виде таблицы, списка, текста) или мысленно составь ответ, используя слова: «я считаю, что...», «потому что...», «во-первых...», «во-вторых...» и т.д.

5. Дай полный ответ (если необходимо), не ожидая наводящих вопросов.

СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ

Ученики читают вывод и проверяют свои предположения, сравнивая их с авторским решением проблемы.

ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ

Так обозначены задания на применение новых знаний. Помимо обычных учебных заданий это могут быть жизненные задачи и проекты. Они могут выполняться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Что такое жизненные задачи?

Это проблемы, с которыми ты можешь столкнуться в жизни и для решения которых тебе понадобятся разные знания и умения. Они оформлены следующим образом:

Название

Ситуация. Условия, в которых возникла проблема.

Роль. Человек, в роли которого ты должен себя представить, решая проблему.

Результат. То, что нужно получить в итоге.

Что такое проект?

Это любое самостоятельное дело, которое предполагает:

    1) оригинальный замысел (цель);

    2) выполнение работы за определённый отрезок времени;

    3) конкретный результат, представленный в итоге (предмет, сделанный своими руками, мероприятие при условии, что оно подготовлено самими учениками, решение общественно значимой проблемы, результат самостоятельных исследований и др.).

Правила проектной деятельности:

    1. Каждый может начать собственный проект.

    2. Каждый может объединиться с другими в ходе работы над проектом.

    3. Каждый может выйти из проекта, при этом не подводя других.

    4. Каждый может не участвовать ни в одном проекте.

Как оценить свои учебные достижения?

Для этого надо освоить алгоритм самооценки:

    1. Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)?

    2. Выполнено ли задание (получен ли результат)?

    3. Выполнено верно или с ошибкой?

    4. Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?

    5. Вспомни, по каким основаниям ставятся отметки. Определи свою отметку.

Что надо обязательно запомнить?

Ни один человек не может знать всё. Поэтому мы учимся добывать те знания, которые нужны для решения той или иной задачи. Также и на уроке МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ НЕ ВСЕ ЗАДАНИЯ И НЕ ВЕСЬ ТЕКСТ УЧЕБНИКА. В нём много интересных сведений и заданий, но это предложенный максимум — то, что ты можешь узнать и выполнить, если захочешь. Обязательный минимум знаний, который необходим каждому, выделен особо:

    1. В начале каждого раздела перечислено то, чему необходимо научиться.

    2. В начале каждой главы в хронологической таблице выделены обязательные для запоминания даты, понятия, имена и названия.

    3. В конце каждого параграфа указано, что нужно запомнить:

    Ключевые слова: даты, понятия, имена, названия.

Ориентироваться в учебнике помогут условные обозначения

- Работа в группе (паре).

- Самостоятельная исследовательская работа.

- Задания, которые могут быть выполнены с использованием информационных технологий.

 

 

???????@Mail.ru