|
|
|
История Средних веков
Словарь основных понятий (окончание)Кора́н — священная книга мусульман — собрание пророчеств Мухаммеда, который передавал людям слова Аллаха (единого Бога). Коро́ль — титул главы монархического государства (королевства) в странах Европы. Кро́вная месть — первобытный обычай, в соответствии с которым члены одного рода мстили за любую обиду, нанесённую их сородичу. Мече́ть — мусульманское культовое здание, помещение для молитвы. Минаре́т — башня, пристраиваемая к мечети, с которой верующих созывали на молитву. Мирова́я рели́гия — одна из религий, распространившихся среди многих народов мира. Моза́ика — изображение, выполненное из цветных камней. Мона́рхия — государство, во главе которого стоит единственный правитель — монарх, передающий свою власть по наследству. Мона́рхия сосло́вно-представи́тельная — государство, в котором монарх управляет страной, опираясь на решения собрания выборных представителей различных сословий. Монасты́рь — община монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Мона́х (мона́хиня) — член религиозной общины, принявший обеты (обещания) бедности и безбрачия и удалившийся от мира людей. Мона́шеский о́рден — объединение католических монахов и монастырей, принявших общий устав, который определяет их цель, органы руководства ордена, особые правила поведения, одежду. Мора́ль — совокупность нравственных норм (правил) поведения людей в обществе. Мусульма́нин — человек, исповедующий ислам. Наро́д — общность людей, которых объединяют самоназвание (имя народа), один язык общения, особый образ жизни, обычаи. Натура́льное хозя́йство — хозяйство, в котором почти всё необходимое для жизни производится внутри этого хозяйства и не на продажу, а для собственного потребления. Нау́ка — познание людьми законов природы и общества путём наблюдений, выдвижения версий (гипотез), проверки их практическим опытом и создания теорий, систем научных знаний, объясняющих мир. Обро́к натура́льный — часть урожая и других доходов крестьянского хозяйства, которую крестьянин должен был постоянно выплачивать владельцу земли за право проживания на ней. О́бщество — множество людей, которых объединяет совместная жизнь и деятельность по принятым правилам (мораль, законы). Всё хозяйство (труд по производству и распределению всего, что необходимо для жизни), общественное деление (разделение людей на разные группы, слои, организации внутри общества), власть (управление жизнью общества для установления порядка), духовная культура (познание людьми мира через науку, искусство, религию и все достижения в этих областях). Ополче́ние племенно́е — вооружённые силы племени, состоявшие из всех боеспособных мужчин родовых общин. Па́па Ри́мский — глава католической церкви. Парла́мент — в средневековой Англии собрание представителей сословий, с которым король советовался при принятии важных решений. Патриа́рх — титул главы православной церкви. Избирается на Поместном соборе. Первобы́тное о́бщество (первобы́тный строй) — первая ступень развития общества, при которой люди живут на стоянках или в селениях, объединяются в родовые общины и племена, управление которыми осуществляют народные собрания, старейшины и вожди, знания хранятся и передаются в основном с помощью устных сказаний. Пле́мя - союз родовых общин, которые избирают одного вождя, сообща защищают территорию, связаны обычаями и верованиями. Правосла́вие — восточная ветвь христианства, представленная несколькими церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы. Наиболее заметные отличия от католицизма: утверждение, что Святой Дух исходит только от Бога Отца; отсутствие представления о чистилище для душ грешников; использование для священных текстов и богослужения греческого и других языков; запрет на украшение храмов статуями; использование для главного таинства — причащения — дрожжевого хлеба (выпеченного на дрожжах); простые верующие наравне со священниками причащаются и хлебом и вином («Телом и Кровью Христовыми»); приходские священники, в отличие от монахов, имеют право жениться. Правосла́вная цивилиза́ция (правосла́вный мир) — сложившаяся в Средневековье культурная общность стран, в которых господствует православная ветвь христианства. Можно выделить некоторые общие черты православной цивилизации. В культурной жизни — распространение литературы, использующей как греческий, так и местные национальные языки и алфавиты; устойчивое представление о том, что большинство Божественных истин недоступно человеческому разуму, их можно постичь только верой и чувствами, с помощью Божественного Откровения, и развитие на этой основе особого искусства и́конописи; преобладание церковно-аскетической культуры. В организации власти — представление об идеальном государстве как о централизованной православной империи (царстве), в которой раздельно существуют и согласованно действуют в симфонии светская власть (царя, императора, князя) и духовная власть (патриарха и церковного собора); традиция подчинения слоёв и общин сильной государственной власти. В общественном устройстве — традиция не подчёркивать личные заслуги и достижения отдельных людей в обществе. Заметная роль государства в организации хозяйственной жизни, сосуществование государственной, условной, общинной и частной собственности. Рели́гия — вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в наличие у человека души, продолжающей существование после смерти тела. В развитых религиях, как правило, существует Священное Писание, излагающее основы вероучения — представление о мире и Божестве, о цели и правилах человеческой жизни. Кроме того, в религии существуют обряды (правила богослужения), священные места и храмы — здания для богослужения; священники (духовенство) — люди, совершающие обряды, посредники между простыми верующими и сверхъестественными силами. Респу́блика — государство, высшие власти которого избираются гражданами. Родова́я общи́на — объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землёй и управляемых старейшинами. Ры́царь — средневековый европейский знатный воин-землевладелец. Свято́й (в христиа́нстве) — человек, принявший смерть за христианскую веру или прославившийся своей благочестивой жизнью, совершёнными во имя Бога подвигами и чудесами, которого после его смерти по решению церкви причислили к лику святых и стали почитать. Сеньо́р - феодал, предоставляющий землю своим вассалам. Со́бственность — право владеть, пользоваться, распоряжаться чем-либо. Например, собственник участка земли может обнести его оградой, выращивать на нём хлеб, передать участок по наследству или продать. Собственность может быть частной (одного лица), общинной, государственной, феодальной (условной — данной под условие службы). Сосе́дская общи́на (се́льская общи́на, крестья́нская общи́на) — объединение неродственных семей, которые живут в одном посёлке (селе, деревне), совместно владеют землёй, но каждая семья ведёт своё хозяйство на выделенном ей участке. Соседской общиной управляет сход домохозяев и избранный на нём староста. Сосло́вие — группа людей с особыми правами и обязанностями в обществе. По представлениям Западной Европы, духовенство молится за всех и получает десятую часть урожая, рыцарство защищает людей и владеет землями с крестьянами, третье сословие (крестьяне и горожане) работает и кормит других. Сою́з племён — объединение родственных племён во главе с одним из племенных вождей, совместно защищающих свои земли. Феода́л — условный собственник крупного земельного хозяйства, имеющий право получать оброк с зависимых от него крестьян и назначать для них барщину (обязательные работы). Феода́льная раздро́бленность - этап в истории средневековых государств, когда они были разделены на феодальные владения и собственник каждого из них сам издавал законы, судил, собирал налоги, содержал своё войско, а центральный правитель не имел реальной власти. Феода́льные отноше́ния — общественно-хозяйственные связи между людьми, предполагающие: 1) владение землей (фео́дом) при условии вассальной службы верховному собственнику земли (сеньору, государю), а также 2) право феодалов-землевладельцев на оброки и барщину с зависимых крестьян. Фре́ска — настенная роспись красками по сырой штукатурке. Христиа́нство — религия, основателем которой считается Богочеловек — сын Господа Бога и земной девушки Марии Иисус Христос (по преданию — плотник из римской провинции Иудеи, живший в I веке). Священное Писание христиан — Библия — состоит из Ветхого и Нового Завета. Христиане верят во всемогущего Господа Бога, единого в трёх лицах: Отец, Сын и Святой Дух. По христианским представлениям, созданный Господом мир состоит из мира небесного — рая, где пребывает сам Бог, ангелы и души праведных людей, мира земного и ада, где повелевает сатана (дьявол) — ангел, восставший против Бога. В земном мире у человека есть смертное тело и бессмертная душа. Уже первые люди — Адам и Ева, жившие в раю, по подсказке дьявола совершили первый грех — нарушили запрет Бога не есть плодов от древа познания добра и зла. С тех пор люди были изгнаны из рая и в земном мире постоянно совершали грехи — убивали друг друга, воровали, поклонялись выдуманным богам. Души, отягощённые грехами, дьявол забирал в ад, где их ждали вечные мучения. Приход в мир Сына Божия — Христа — дал людям Новый Завет — заповедь в отношениях Бога и людей. Страданиями и смертью на Кресте Иисус как человек искупил все грехи людей. Воскресение Христа указывает всем людям путь спасения души для вечной жизни. Для этого необходимо «возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим», «возлюбить ближнего своего, как самого себя», «поступать с другими так, как хотели бы, чтобы они поступали с тобой», «прощать врагов своих». Христианин должен избегать грехов (гордыни, зависти, гнева, лени, жадности, расточительства и чревоугодия) и хранить добродетели (веру, надежду, любовь). В Новом Завете предсказывается конец света, когда в мир явится Антихрист и «восстанет народ на народ, царство на царство». После этого в мир второй раз придёт Христос и состоится Страшный суд — грешники будут осуждены на вечные муки, а праведники воскреснут. Чтобы помочь друг другу в спасении души, христиане объединяются в церковь (общину). Священники совершают Таинства (обряды), главное из которых — причащение — вкушение верующими хлеба и вина, перевоплощённых в «Тело и Кровь Христовы». В Средневековье христианская религия разделилась на несколько ветвей, наиболее известные из которых — православие и католицизм. Централизо́ванное госуда́рство - государство, в котором всей властью обладает центральное правительство, издающее единые законы, собирающее налоги, содержащее единую армию и назначающее на места чиновников. Це́рковь — 1. Организация верующих одной религии, объединённых общими основами веры (догматами), едиными правилами богослужения (культа), единым управлением простыми верующими со стороны рядового и высшего духовенства (священников). 2. Христианский храм — здание с алтарём для богослужения. Церко́вный собо́р — собрание представителей христианской церкви для решения важных вопросов: богословие, избрание руководителей, изменение обрядов и т.д. Цех — самоуправляющееся объединение городских ремесленников одной или нескольких родственных специальностей. Цивилиза́ция — это понятие имеет в науке разные толкования. В данном учебнике употребляется в двух значениях. 1. Ступень развития общества, следующая после первобытного строя (первобытного общества), от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности. 2. Большая общность людей, включающая, как правило, несколько народов и государств, которые объединены культурными и религиозными традициями, определяющими представления о добре и зле, красивом и безобразном и так далее, а также особенностями ведения хозяйства, отношений между людьми, управления государством. Язы́чество — религиозные верования, основанные на мифах о множестве богов, духов, олицетворяющих силы природы и человеческие занятия. Я́рмарка — большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.
|
|
|