Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

Глава 4. Особенности католической Европы. X—XV века

§ 14. Сила католической церкви (продолжение)

По призыву Папы многие германские крупные феодалы объединились и были готовы начать войну против своего отлучённого императора. В январе 1077 года Генрих IV отправился в Италию к воротам замка Каносса, где находился Папа Григорий VII. Генрих, «сняв с себя королевские одежды. босой, без пищи с утра и до самого вечера», три дня прождал, пока Папа пригласит его в замок и простит.

    Генрих IV у ворот Каносского замка

Тем не менее борьба между ними продолжалась ещё много лет. Лишь в 1122 году Папа Римский и германский император заключили договор, подобный тем, которые уже действовали в Англии и Франции. Епископы назначались Папой независимо от королей и получали из Рима кольцо — в знак их духовной власти как вассалы святой церкви. В то же время, являясь владельцами земель-феодов, епископы получали второе кольцо от императора как его светские вассалы, обязанные выставлять рыцарей в феодальное ополчение. К тому моменту Папы направляли Крестовые походы, рассылали королям свои указы, а Папа Иннокентий III (1198—1216) как-то сказал: «Как луна получает свой свет от солнца, так и королевская власть заимствует свой блеск от авторитета Пап».

В XII—XIII веках духовная и светская власть Пап Римских над католическим миром значительно возросла.

«Инакомыслящие»

    Почему церковь так жестоко расправлялась с еретиками? Можешь ли ты — человек XXI века — оправдать жестокие расправы со средневековыми еретиками? Почему на этот же вопрос большинство людей Средневековья отвечали иначе? Сделай вывод о причинах могущества католической церкви.

Между тем вольнолюбивые рыцари, горожане и селяне не хотели мириться с усилением церковной власти тех епископов, которые сами жили в роскоши и «грабили бедняков». Сквозь шум городских ярмарок и рыцарских пиров пробивались голоса недовольных. В XII веке на юге Франции появились люди, которые называли себя «добрыми и чистыми христианами». Они считали, что католическая церковь, завладев огромными богатствами, стала орудием дьявола, тогда как следует идти «путём справедливости и правды», которым шли апостолы Христа, — отказываясь от богатств. Вразрез с принятыми церковью основами веры «чистые христиане» провозгласили, что священники не нужны и каждый может сам обращаться к Богу; что Господь создал не весь этот мир — худшую его часть создал дьявол; что после смерти душа человека может вернуться на землю и воплотиться в другом теле. Такое вероучение, отличающееся от господствующего учения церкви, называют е́ресью (по-гречески — особое вероучение), а её последователей — ерети́ками.

Инквизитор Конрад Марбургский

Те, кто слушал этих еретиков, утверждали, что, в отличие от католических священников, они никогда «не лгут, не берут чужого», не запугивают, а «ласково увещевают» и что «спасения души легче достичь в вере этих людей, чем в какой-либо другой вере». На юге Франции большинство горожан, многие священники, крестьяне и даже рыцари отошли от католической церкви и стали совершать обряды, как это принято было в общине «чистых христиан». Епископы безрезультатно уговаривали отступников отречься от ереси. Тогда в 1209 году Папа Иннокентий III призвал рыцарей Северной Франции к Крестовому походу против еретиков юга. Войска штурмом брали один город за другим. Когда же рыцари спросили папского посланника, как среди жителей отличить еретика от доброго католика, то священник ответил: «Убивайте их всех, ибо Господь узнает своих». К 1229 году было перебито «великое множество» людей. Тем не менее ереси продолжали появляться.

Суд заранее считал человека виновным, и он должен был сам доказать свою невиновность. Инквизиторы полагали, что «нет нужды спешить... ибо муки и тяготы заключения приносят перемены в уме». Чтобы священники не проливали крови, придумывались бескровные пытки: подвешивание на дыбе, когда у человека выворачиваются руки и ломаются кости, зажимание пальцев в тисках, прижигание раскалёнными щипцами и т.д. Когда человек не выдерживал пыток и сознавался в ереси, ему объявляли приговор: обязанность служить церкви, пожизненное заключение или сожжение на костре.

Инквизиторы

Для борьбы с ними в католической церкви была создана инквизи́ция (от латинского слова «следствие»). В каждое епископство Папа направлял инквизитора с помощниками. Приезжая в город, они собирали и записывали доносы жителей друг на друга. Если кого-либо назвали еретиком два свидетеля, обвиняемый получал вызов на суд инквизиции и, как правило, оказывался в цепях в тёмном подвале. Добиваясь признания в отходе от веры, инквизиторы страшили человека муками, на которые он обрекает свою душу, пытали его «грешное тело». Осужденного инквизицией передавали в руки светских властей. Чаще всего еретиков выводили на площадь перед народом, привязывали к столбу и сжигали. Считалось, что огонь очистит душу заблудшего от скверного тела и его грехов. Как правило, сожжение на костре было особым наказанием. Но бывали и инквизиторы, которые говорили: «Не беда, если мы сожжём сотню невинных, лишь бы среди них был один виновный».

Сожжение на костре

Вопреки господству католической церкви в Европе возникали ереси, с которыми боролась инквизиция.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru