|
|
|
Глава 4. Особенности католической Европы. X—XV века
§ 14. Сила католической церкви
Определяем проблему урока
Вспоминаем то, что знаем Вспомни, что такое феодальные отношения, христианство, сеньор, вассал, Папа Римский, монахи, церковь (в двух значениях). (Словарь) Как и когда возникла Священная Римская империя, из каких частей она состояла, как в ней распределялись права светской и духовной власти? (§ 3) Какую роль в жизни рыцарей и крестьян играла церковь? (§ 13) Решаем проблему, открываем новые знания Кто главнее — Папа или император?Сделай краткий вывод и обоснуй его: как в XI—XIII веках изменились отношения светской и духовной власти? Сделай вывод о причинах могущества католической церкви. К X веку епископские дворы и монастыри католической церкви стали крупными феодалами — владельцами земель с крестьянами, которые приносили большие доходы. Многие католики сетовали на то, что светские владыки (короли и герцоги) назначают на должности епископов и аббатов монастырей своих детей, которые вместо благочестивых молитв предаются охотам, пирам, заводят любовниц, на доходы от церковных земель строят себе дворцы, ездят в золотых каретах. Эти епископы продают должности священников людям богатым, но грубым и невежественным. А такие священники не совершают таинств, пока не выбьют с прихожан деньги. Получается, что служители церкви заботятся о своих карманах, а не о спасении душ людских от дьявола. Меж тем близится 1000 год от Рождества Христова — по пророчествам за ним последует конец света и всем придется гореть в аду. В X—XI веках священники начали бороться за очищение церкви. Монастыри стали объединяться в монашеские ордена — союзы с особыми уставами (правилами жизни) и общим руководством (начальниками ордена), которые подчинялись не светским владыкам, а напрямую Папе Римскому. Самого Папу церковный собор постановил избирать без участия королей на собрании высших католических священников — кардиналов. Папским указом епископам запретили торговать должностями священников. Епископов и аббатов церковные власти хотели назначать сами, без участия светских государей. Для этого был установлен особый церковный обряд возведение в сан с получением от Папы символов епископской власти — кольца и посоха.
В продолжение этих перемен Папа Римский Григорий VII (1073—1085) решил, что глава церкви имеет право судить и смещать не только епископов, но и светских королей, как своих вассалов. Возмущенный император Священной Римской империи Генрих IV (1056—1106) отказался подчиняться этому решению, так как считал себя верховным христианским государем, а епископов — своими военными вассалами. В 1076 году император объявил Папе: — Ты дерзнул восстать против самой королевской власти, дарованной нам от Бога... Поэтому покинь апостольский престол... Сойди с него, сойди! В ответ Папа Григорий VII обратился на небо — к основателю папского престола ученику Христа — апостолу Петру: — Святой Пётр, молю, выслушай твоего слугу... Я запрещаю королю Генриху, который с неслыханным высокомерием напал на церковь твою, править Германией и всей Италией и запрещаю каждому, кто бы то ни был, служить ему как королю. Я, твой наместник, отлучаю его от церкви, чтобы народы знали. врата ада не имеют над церковью силы.
|
|
|