Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

Глава 5. Страны католической Европы. XI—XV века

§ 19. Итальянское Возрождение

    Определяем проблему урока

    Из сочинения Папы Иннокентия III «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческого состояния», XIII век

«Итак, сотворил Господь Бог человека из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии <...> Сравнивая себя с обитателями воды, человек обнаруживает, что он ничтожен; рассматривая небесных тварей, познаёт, что ещё более ничтожен. Он не смеет сравнивать себя с небесными тварями, не отваживается поставить себя впереди земных. Он полагает себя равным только вьючным животным и узнает в любом из них себе подобного.»

Как автор относится к человеку? Чем можно объяснить его взгляды?

    Из книги Джаноццо Манетти «О достоинстве и величии человека», XV век

«... В конце концов я понял, почему человек — самый счастливый из всех живых существ и достойный всякого восхищения <...> Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по величию своей души и в высшие, божественные. О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!»

Как автор относится к человеку? Почему называет его счастливым? Сравни с предыдущим выводом. Что изменилось за 200 лет? Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 273).

    Вспоминаем то, что знаем

Вспомни основные черты католической цивилизации. (Словарь)

Объясни значение слов: аскетизм, республика, античная цивилизация. (Словарь)

Каковы главные черты средневекового христианского искусства? (§ 15)

    Решаем проблему, открываем новые знания

Возрождение раздробленной Италии

    Как ты считаешь, почему новая культура Возрождения возникла именно в городах Италии? Сделай вывод о причинах изменения отношения к человеку в конце Средневековья.

К XI веку средневековая Италия была разделена на несколько государств. Между ними шли постоянные войны: за плодородные земли, за удобные бухты и кратчайшие торговые пути. Здесь раньше, чем в остальной Европе, расцвели торгово-ремесленные города. Особо выделялись республика Флоренция — центр производства тканей — и торговые республики Генуя и Венеция. Перепродажа восточных товаров приносила посредникам-итальянцам огромные прибыли. Удачливые купцы, предприниматели и банкиры, сколотившие за короткий срок большие состояния, обретали уверенность в себе и чувство собственной значимости. У них стали зарождаться мысли о том, что жизнь в обществе развивается не по «Божию установлению», а человек многого может добиться сам, силой своего разума и воли.

Италии

Часть итальянских городов-государств были республиками, в которых со временем установилась власть отдельных богатейших семей. В то же время и простой ремесленник мог достичь признания и богатства своими талантами. Города и области гордились своей независимостью и больше всего ценили свободу. Так, правительство Флорентийской республики в 1289 году освободило часть крестьян от личной зависимости, обосновывая своё решение следующим образом: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица, и необходимо, чтобы республика не только поддерживала это право, но и утвердила его на своей территории».

К управлению богатыми городами-государствами стремились Папы Римские, а также европейские монархи. Самым опасным врагом оказался германский король Фридрих I Барбаросса, коронованный Папой в 1155 году как император Священной Римской империи. Его войско неоднократно вторгалось на территорию Северной Италии, в городах поселялись немецкие наместники и сборщики налогов. Непокорные города сжигались, а в Милане Фридрих приказал разрушить все стены и дома, распахать территорию города и посыпать её солью. Однако итальянские города и Папа Римский, оставив в стороне распри, объединились и разбили войско Фридриха Барбароссы в битве при Леньяно в 1176 году. В ходе боя немецкие рыцари смяли ряды рыцарей противника, но ничего не смогли поделать с ополчением горожан, которые начинали сознавать себя итальянцами — сыновьями одной родины — Италии.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru