|
|
|
Глава 6. Судьбы средневековых цивилизаций
§ 21. Рубежи православия и ислама
Определяем проблему урока
Вспоминаем то, что знаем Вспомни отличия православной, католической и исламской цивилизаций. (Словарь или заполненная таблица со с. 74) Как и когда произошёл раскол христианской церкви? Чем православие отличается от католицизма? (§ 7) Чем закончился Четвёртый крестовый поход? (§ 10) Решаем проблему, открываем новые знания Взлёт поздней ВизантииЧто, на твой взгляд, сближало, а что разделяло православных и католиков XIII—XIV веков? Сделай вывод о причинах неудачи христиан в борьбе с турками. Крестоносцы, захватившие Константинополь, создали на землях Византии свои государства, главным из которых была Латинская империя. Грекам удалось удержать за собой часть земель в Малой Азии и на Балканах, где было провозглашено несколько православных государств. В самой Греции «латиняне-католики» заставляли крестьян платить высокие оброки, поставили руководить православными церквами католических епископов. По словам византийского историка, «многолюдные до того города, плодородные поля, пастбища, цветущие сады... высокие дома, разукрашенные пёстрыми красками... всё это видим мы пустынным, безлюдным, населённым одними ехиднами и дикими зверями». Постепенно войска болгар с севера, а греков с востока начали теснить католиков. В 1261 году, разбив крестоносцев, в Константинополь через Золотые ворота въехал Михаил VIII Палеоло г. Его восшествие на престол в освобождённом от католиков соборе Святой Софии означала восстановление Византийской империи. Правда, теперь она состояла всего из нескольких областей на европейском и азиатском берегах Эгейского моря. Большую часть Балканского полуострова поделили между собой другие православные государства - Болгарское царство и Сербское королевство. К началу XIV века православные румынские народы освободились от власти монгольских ханов, и тогда же были созданы княжества Валахия, Молдавия, Трансильвания.
В освобождённой Византии почти все города были разорены рыцарями-католиками. Многие здания и скульптуры были повреждены, книги вывезены в Западную Европу. В новых книгах византийские писатели XIV века так же, как и в Италии, стали обращаться к античному наследию, уделять больше внимания личности человека. Некоторые священники даже писали о необходимости познавать божественные истины разумом. Однако возобладало другое учение — о том, что истина может открыться человеку в личном ощущении Бога, когда после молчаливой «умной молитвы» «луч от Него невидимо касается самой души». Даже церкви в это время делали маленькими — для молитвенного уединения. Впрочем, строили мало. Денег в казне не хватало даже на восстановление разорённого императорского дворца. Тем не менее Палеологи так же, как и прежние императоры, считали себя законными и верховными правителями Византии. Рядом с собором Святой Софии высился огромный столб с конной статуей императора Юстиниана. Русский путешественник Василий Калика, архиепископ Новгородский и Псковский, в XIV веке так писал о ней: «Облачённый в доспехи, он сжимал в руке золотое яблоко с крестом , а правую руку от себя простёр буйно на юг, на землю мусульманскую”. Перед ним на коленях стояли статуи "трёх царей поганых”, протягивающие Юстиниану свои города».
|
|
|