|
|
|
Глава 6. Судьбы средневековых цивилизаций
§ 22. Индийская средневековая цивилизация (окончание)Ещё в древности вопреки этим верованиям появилось учение Будды о том, что в земной жизни все равны перед её страданиями, порождёнными множеством желаний. Цель же человека — вырваться из круга перерождений и уйти в нирвану — состояние духовного покоя. Жрецы-брахманы стали терять своих последователей, которые уходили в буддистские монахи. Чтобы противостоять этому, на рубеже древности и Средневековья мудрецы-брахманы стали по-новому осмысливать старые мифы о богах. Так постепенно сложился современный индуизм — сочетание различных индийских верований, признающих тысячи разных богов, одним из которых был признан Будда. Из его учения брахманы приняли мысль о том, что вечное перерождение возвращает человека к страданиям земной жизни. Цель человека — вырваться из круга перерождений, чтобы его душа пошла «путём богов» к свободе и блаженству. Чтобы приблизиться к освобождению, нужно честно исполнять выпавший на долю человека долг: воину — защищать, земледельцу — пахать, слуге — подчиняться.
По картам на форзаце 1 и форзаце 2 сравни, государства каких религий преобладали в Индии в начале и в конце Средневековья. По карте на форзаце 2 определи, какие страны относились к индийской цивилизации (сосуществование индуизма, ислама и буддизма). Эта идея оказалась близка большинству индийцев, жизнь которых проходила в сельской общине, состоявшей из нескольких деревень, жители которых сообща вырубали лес под пашни, боролись с наводнениями, защищались от хищных зверей. Большинство членов общины составляли свободные земледельцы, владевшие земельными участками. Тёплый климат и плодородные почвы позволяли им выращивать по 2-3 урожая в год. Также община оплачивала труд живших в ней кузнеца, горшечника, ткача, брадобрея, медника, плотников, прачку, кожевника, мусорщика. Каждая община имела свое индусское божество и жреца-брахмана. В специальных домах проводились общие собрания, устраивались праздники, разбирались спорные вопросы, сюда после трудового дня приходили селяне, чтобы побеседовать о делах, послушать рассказы путников или бродячих монахов. Государству община должна была выплачивать 1/6 часть урожая. На этом её связь с внешним миром заканчивалась, и даже правители не вмешивались в её дела. С начала Средневековья устойчивость общества в Индии определяли традиции индуизма. Джихад в ИндииПредставьте, что во времена Делийского султаната на базаре одного из городов после долгой разлуки встретились два брата-индийца из касты торговцев. Один из них за время разлуки принял ислам, а другой сохранил индусские верования. Опишите их спор, в котором каждый доказывал бы, что именно его путь лучший, и убеждал бы в этом собеседника. Оцените уровень развития индийской цивилизации. Первые вторжения в Индию арабов-мусульман происходили ещё в VIII веке. Но с XI века арабы, тюрки, афганцы стали захватывать индийские княжества и устанавливать в них свои порядки. Хронист писал в то время: «Индия разделена на множество княжеств, которые враждовали между собой, растрачивая силы. Когда же напали извне, выяснилось, что они слишком слабы, чтобы оказать сопротивление». В 1206 году было создано крупнейшее мусульманское государство - Делийский султанат. Мусульмане называли местных жителей «свиньями- язычниками», которые должны быть уничтожены, если не откажутся от своих заблуждений. Так, Мухаммед Казим, захвативший индийский город Дебал, пытался заставить брахманов перейти в ислам. Узнав об их отказе, он приказал предать смерти всех мужчин старше 17 лет, а женщин и детей обратить в рабство. Индуистский храм был разграблен, захватчикам досталась богатая добыча. Как рассказывает историк Джузджани, основатель Делийского султаната разрушил тысячу храмов и на их месте воздвигнул мечети. Брахманы были уничтожены, и никто не мог объяснить содержание найденных священных книг. По законам Делийского султаната, «когда сборщик налогов требовал денег, то индус, не задавая вопросов, должен был отдать золото. Если сборщик желает плюнуть плательщику в рот, тот должен незамедлительно открыть рот. Поступая столь благоразумно, индус показывал свою кротость, своё смирение, своё почтение». Многие знатные и богатые индийцы сами принимали ислам, чтобы получить высокие должности. Простые люди принимали новую веру в надежде избавиться от жестокого кастового неравенства.
|
|
|