Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

История Средних веков

Словарь основных понятий (продолжение)

Импе́рия — крупное государство, объединившее (чаще всего в результате завоеваний) территории с разным населением, хозяйством, различными традициями, но управляемое из одного центра, как правило, одним человеком (императором). Глава империи часто считается наместником Бога на земле или даже живым Богом.

Инди́йская цивилиза́ция — сложившаяся в Средневековье культурная общность стран Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Бирма, Таиланд, Индонезия). Среди ценностей (основных черт) можно выделить: противоборство религиозных традиций индуизма, буддизма и ислама; деление общества на касты — наследственные, полностью замкнутые слои, определяющие профессию человека, бытовые обычаи, круг общения и брачные связи. По традиции «правильное государство» должно оборонять страну, существовать за счёт установленного обычаем налога с соседских общин и не вмешиваться в их внутреннюю хозяйственную жизнь. Бо́льшая часть накопленных богатств должна находиться в общинной и государственной собственности, а не в личной.

Индуи́зм — религия, сложившаяся в Древней Индии в результате развития древних языческих верований. Главными священными текстами являются «ве́ды» — сборники древних мифов. Индуизм признаёт как тысячи древнеиндийских, так и привнесённых новыми учениями богов (например, Будду). Главными признаются три — Бра́хма (создатель мира), Ви́шну (хранитель мировых порядков) и Ши́ва (разрушающий и строящий мир заново). Каждому из тысяч богов возводят храмы. Каждый индус (последователь индуизма) может возносить молитвы тому божеству, которому поклоняется он сам, его каста, его земляки. В результате внутри индуизма уживается множество разных учений. Здесь одновременно существуют «камасутра» (наука о любовных наслаждениях) и учение йогов об аскетической жизни отшельника, освобождающего свою душу от телесной оболочки для общения с высшими силами. По представлениям индусов, душа человека после смерти проходит по кругу перерождений адские мучения, райские наслаждения и вновь возвращается на землю, воплотившись в тело родившегося младенца, в животное или растение. От буддизма индуизм принял идею о том, что это вечное перерождение возвращает человека к страданиям земной жизни. Цель человека — вырваться из круга перерождений, чтобы его душа пошла «путём богов» к свободе и блаженству. Злыми поступками, противоречащими мировому закону и кастовым правилам, человек отягощает свою душу, и в следующем перерождении ему придётся искупать свою вину — он родится в низшей, презираемой касте, станет животным, отдалится от освобождения души. Чтобы приблизиться к освобождению, человек может просто честно исполнять выпавший ему долг (воин — защищать, земледелец — пахать, слуга — подчиняться). Можно также размышлять и постигать чувствами мудрость священных книг, и здесь особая роль принадлежит высшей индийской касте — брахма́нов-жрецов, которые одни могут читать и толковать для других священные книги «Веды».

Иску́сство — творчество людей, создающих художественные образы (литературные, музыкальные, скульптурные и т.д.) того, что они видят, чувствуют, осознают.

Исла́м — религия, создателем которой является пророк Муха́ммед — арабский торговец VII века. Священное писание ислама Кора́н считается словами единого Бога — Аллаха, с которыми он через Мухаммеда обратился к людям. Ислам признаёт Мухаммеда последним пророком, избранным единым Богом после того, как люди (последователи иудаизма и христианства) «неправильно» поняли Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусу) и Иисуса (Ису). Таким образом, ислам основывается на традициях библейской религии древних евреев и на христианстве. В представлениях мусульман мир также состоит из рая (мира небесного), земного мира людей и ада (мира сатаны — шайтана). Люди совершают грехи и тем самым губят свою бессмертную душу, которую шайтан забирает в ад. Чтобы спастись, человек должен войти в общину преданных Богу — мусульман: признать единого Бога Аллаха, ежедневно молиться ему, соблюдать пост в месяц рамада́н, платить налог в пользу бедных, совершить хотя бы раз в жизни паломничество (хадж) к святилищу Ка́абе, в стену которой вмурован «чёрный камень», данный людям Аллахом как напоминание об утерянном рае. Мусульмане должны избегать грехов и относиться друг к другу, как братья, «желать брату своему того же, чего желают самим себе». Для утверждения истинной веры мусульманину необходимо совершать джихад («усилие») — бороться со злом в самом себе и в окружающем мире.

Исла́мская цивилиза́ция (исла́мский мир) — сложившаяся в Средневековье культурная общность стран, в которых господствует исламская религия. Можно выделить некоторые общие их черты. В культурной жизни — распространение литературы, использующей письменность на основе арабского алфавита; представление о том, что все главные истины открыты людям в Коране, но их ещё надо понять (это привело к широкому развитию науки в исламском мире); представление о том, что единственным творцом в мире является Аллах, а поэты и художники — это «инструменты», которыми Аллах дополняет мир (это определило расцвет искусств в исламском мире). В «правильном обществе» правоверные мусульмане должны быть равны перед лицом Аллаха и составляют единую общину мусульман («преданных Аллаху»). В «правильном мусульманском государстве» правитель (заместитель пророка — хали ф) правит в соответствии с исламскими нормами Корана и шариата (свода законов), которые не разделяют власть на светскую и духовную: грех (нарушение религиозных заповедей Бога) является государственным преступлением, и за каждый из грехов прописано наказание от властей. В организации хозяйственной жизни верховный правитель обладает верховной собственностью на земли и имущества, отвечает за благоденствие правоверных, в том числе за развитие частной торговли и предпринимательства, которое ограничивается запретом на ростовщичество и обязанностью платить налог в пользу бедных.

Истори́ческий исто́чник — сохранившийся с минувших времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т.д.), который несёт в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.

Иудаи́зм — религия, возникшая в древнееврейском царстве Израиль как почитание единого Бога Яхве (Господа). После окончательного уничтожения римлянами (в I веке) еврейского государства евреи, рассеянные по разным странам, продолжали сохранять религиозное единство. Их религия заложила основы современного иудаизма. Его священные писания — еврейская Библия (в христианстве именуемая Ветхим Заветом) и Талмуд.

Католици́зм — западная ветвь христианства, представленная единой католической церковью во главе с Папой Римским, при значительной самостоятельности монашеских орденов. Наиболее заметные отличия от православия: утверждение, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына; вера в существование чистилища, где в преддверии рая души освобождаются от грехов; использование для священных текстов и богослужения только латинского языка; украшение храмов не только иконами, но и статуями; использование для главного таинства — причащения — пресного хлеба (без дрожжей); хлебом и вином («Телом и Кровью Христовыми») причащаются священники, а простые верующие — только хлебом; приходские священники, так же как и монахи, не имеют права жениться.

Католи́ческая цивилиза́ция — сложившаяся в Средневековье культурная общность европейских стран, в которых господствует католическая ветвь христианства. Можно выделить некоторые общие черты католической цивилизации. В культурной жизни — распространение литературы, использующей латинский язык и алфавит; развитие традиции объяснять божественные христианские истины логическими доводами разума, распространение на этой основе университетов и светской науки; развитие помимо церковно-аскетической культуры также и светской городской, рыцарской культуры, воспевающей земные человеческие чувства. В организации власти — существование многих независимых государств, объединённых духовной властью Папы Римского, который боролся за верховную светскую власть с государями (королями, императорами); наличие самоуправляемых сословных объединений (монашеских и рыцарских орденов, ремесленных цехов, купеческих гильдий) и традиция заключать договоры между государями и избранными представителями сословий (об уплате налогов). В общественном делении — традиции отмечать личные заслуги и достижения отдельных людей в обществе, заключать договоры о правах и обязанностях разных сословий (между феодалами - о вассальной службе, между феодалами и крестьянами — о повинностях, между феодалами и городами — о вольном самоуправлении). В хозяйственной жизни - преобладание феодальных отношений и феодальных хозяйств с условной (феодальной) собственностью, но при этом — развитие торгово-ремесленных городов, в которых укреплялись частная собственность и частные хозяйства.

Кири́ллица — славянская азбука, созданная на основе греческого алфавита братьями Кириллом и Мефодием.

Князь — избираемый военный вождь славянского племени, впоследствии (в IX—XV веках) — наследственный титул главы государства-княжества.

Ко́нунг — вождь (князь) у скандинавских народов.

Конфуциа́нство — религия и философия, сложившиеся в Древнем Китае на основе учения мудреца Конфуция (V век до н.э.), описанного в книге «Беседы и суждения». Конфуцианство, как и языческие китайские верования, не делит мир на земной и небесный. В едином мире, кроме людей, существует множество духов — рек и лесов, дождя и ветра, домашнего очага, богатства и долголетия, а также духи умерших людей — простых и великих мудрецов. Над всем миром людей и духов царит воля Великого Неба. Чтобы получить помощь от духов и Неба, конфуциа- не возводят храмы, читают молитвы, приносят жертвы. Однако главная цель конфуцианства в другом — правильно организовать жизнь общества — так, чтобы люди преодолевали в себе дикого зверя и сохраняли человеческую культуру. Для этого надо точно соблюдать правила действий (ритуалы), которые связывают Небо с людьми, а людей — друг с другом. Надо чтить предков, которые поняли и записали эти правила действий (ритуалы). Надо любить людей — «не делать другим того, чего не желаешь себе», «отвечать на добро добром, а на зло - справедливостью». Надо знать своё место в обществе — подчиняться старшим и заботиться о младших. Организовать такую жизнь в государстве могут только «книжные, служилые люди» — чиновники, которые изучают мудрость предков, познают «волю Неба», справедливо и человеколюбиво управляют народом и подчиняются императору — Сыну Неба.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

Ðåéòèíã@Mail.ru