|
|
|
История Средних веков
Словарь основных понятийАнтичная́гре́ко-римская цивилиза́ция — единство стран Средиземноморья в границах Римской империи и культур древних греков и римлян. Центрами жизни античной цивилизации были самоуправляющиеся торгово-ремесленные города (общины граждан), окружённые земледельческими хозяйствами. Античная литература создавалась на латинском (римском) и греческом языках. Античные философия и литература провозглашали свободу и достоинство человека, его способность добиться личного успеха в труде, науке, искусстве, политике, спорте, войне. Античные архитектура, скульптура, живопись подчёркивали красоту природы и человеческого тела, любовь мужчины и женщины, верность долгу и гражданский подвиг. Античные законы защищали равноправие свободных граждан, их частную собственность (в том числе на рабов), совместное участие в управлении государством и его защите. Аскети́зм — добровольное ограничение человеком своих потребностей: отказ от разнообразной пищи, от тёплой и красивой одежды, от дома, от радостей семьи, от развлечений и т.п. Цель христианского аскетизма — освобождение от потребностей «грешного тела» для «спасения души», духовного соединения с Богом. Банк — учреждение, которое принимает на хранение деньги вкладчиков, даёт их желающим в кредит (во временное пользование с возвратом большей суммы), выступает посредником при расчётах клиентов. Ба́рщина — бесплатный принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца (феодала) со своими орудиями и скотом. Би́блия — собрание священных книг иудаизма (Ветхий Завет) и христианства (Ветхий и Новый Завет). Будди́зм — религия, создателем которой считается принц одного из древнеиндийских княжеств Сидха́ртха Гаута́ма (V век до н.э.). По буддийскому преданию, Гаутама, увидев зло и страдание, царившие в обществе, удалился от людей и долго сидел в джунглях под деревом, размышляя о причинах зла, погружаясь в мир своей души. Так ему открылась истина, и он стал Буддой — «просветлённым». Будда утверждал, что земная жизнь - это страдание, которое порождается множеством человеческих желаний. После смерти душа уходит из земного мира в мир духовный, но по кругу перерождений возвращается на землю в новое тело, и страдания продолжаются. Чтобы избавиться от страдания, надо побороть все свои желания, тогда душа вырывается из круга перерождений и попадает в нирва́ну — состояние покоя и счастья. Чтобы приблизить себя к нирване, человеку нужно в течение жизни избегать крайностей, быть спокойным, предаваться духовным размышлениям и совершать добрые поступки. Творя злые дела, человек ввергает себя в пучину мучительных перерождений, болезней, бедности. Быстрее всего могут привести свои души к нирване буддийские монахи — люди, отказавшиеся от тягот земной жизни (от семьи, приобретения богатства, увеселений). Своим примером, молитвами монахи помогают простым людям идти к нирване, а те взамен должны делиться с монахами пищей. Васса́л - феодал, получающий от сеньора землю за службу. Возрожде́ние — эпоха в развитии европейской культуры (XIV-XVI века), переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: 1) светскость (нецерковность); 2) гуманизм — обращение к человеку как к высшему началу, утверждение идеала раскрепощённой творческой личности, в которой сочетаются красота тела и души, чувств и мыслей; 3) обращение к культурному наследию античности: поиск и восстановление древних грекоримских зданий, скульптур, картин, рукописей; подражание античным образцам. «Восто́чная деспоти́я» — обозначение многих государств-монархий Востока. Глава государства (деспот) считается божеством или священным наместником Бога. Приказы деспота должны немедленно и безоговорочно исполняться. В любой момент одним своим решением он может любого из своих подданных лишить жизни, свободы или имущества. Ги́льдия — самоуправляющееся объединение купцов, защищающее интересы своих членов. Го́род — поселение, которое является центром власти, ремесла и торговли для окружающих его земель; как правило, обнесено крепостными стенами («оградой»). Госуда́рственная раздро́бленность — состояние, при котором единое государство разделяется на множество независимых, но при этом сохраняется память о единстве страны: как правило, общее название, особый титул главы государства (без наделения его реальной властью), значение старой столицы, единство языка, обычаев, культуры и религии жителей. Госуда́рство — организация управления обществом, людьми, которые проживают на определённой территории (в границах государства). В каждом государстве существует аппарат управления, то есть профессиональные правители-чиновники; система законов (право); службы защиты законного порядка (городская стража, полиция, милиция); армия для защиты границ, независимости и интересов государства; сбор налогов с населения для содержания армии, полиции, чиновников и выполнения других государственных задач. Гумани́зм — обращение к человеку как к высшему началу, утверждение идеала раскрепощённой творческой личности, в которой сочетаются красота тела и души, чувств и мыслей. Дальневосто́чная цивилиза́ция — сложившаяся в Средневековье культурная общность стран Восточной Азии (Китай, Япония, Корея, отчасти — Вьетнам, Монголия, Тибет). Среди ценностей (основных черт) можно выделить переплетение религиозных традиций буддизма, конфуцианства, даосизма и местных вероучений; распространение литературы, использующей письменность на основе китайских иероглифов. По традиции, в «правильном государстве» вся власть должна принадлежать императору — «сыну верховного божества». Он управляет своими подданными, как отец семейством, а его чиновники должны организовать справедливую жизнь в стране. В «правильном обществе» каждый человек — часть какой-то общины, слоя, причём нижестоящие подчиняются вышестоящим, как «младшие» «старшим», и все вместе несут обязанности перед государством. В «правильном хозяйстве» государство должно обладать верховной собственностью над всеми землями и имуществом подданных, организовывать «правильную» хозяйственную жизнь. Дань — обязательные дары подвластного населения своему правителю. Даоси́зм — религия и философия, сложившиеся в Древнем Китае на основе учения мудреца Лао-цзы (VI—V века до н.э.). Главной книгой является «Книга о Дао (пути, дороге) и Дэ (благой силе)». «Дао» - по-китайски «путь», или дорога, по которой движется, развивается весь мир. Всё в мире состоит из двух половинок (начал) — Инь и Ян (женское и мужское начала, тёмное и светлое). Подчиняясь пути Дао, они перетекают друг в друга, создают равновесие и красоту мира. Этот природный порядок Дао нарушают люди, которые стремятся обладать всё большим количеством вещей, своими делами возбуждают в мире страсти. Человек, идя по дороге своей жизни, не должен стремиться что-то изменить, переделать. Ему нужно понять свою дорогу (своё Дао), и тогда он сможет следовать установленному природой порядку, будет здоров, счастлив и в конце концов станет бессмертным существом, «способным летать и изменяться вместе с временами года». Чтобы прийти к этому, даосу (последователю даосизма) надо избавиться от самых вредных действий: «не убивать, не предаваться развратным наслаждениям, не мутить свой разум вином, не воровать, не говорить того, что противоречит влечениям сердца». Кроме того, чтобы слиться с Дао (дорогой природы), надо научиться общаться с духами природы: небесными владыками, духами каждого камня, растения, животного, умерших людей. Де́рвиш (от персидского слова «нищий) — мусульманский аскет, который, отказавшись от богатств, проводит жизнь в странствиях и через мистическую пляску и исступлённую молитву ищет прямого общения, слияния с Аллахом, чтобы понять мир и своё место в нём. Дина́стия — ряд последовательно правящих монархов из одного рода, сменяющих друг друга по праву родства и законам престолонаследия. Дружи́на — сложившееся вокруг князя (племенного вождя) объединение воинов (друзей), которые служили князю, сделав войну своей профессией, и жили за счёт военной добычи и доходов князя (дани). Епи́скоп — одна из высших степеней священства в христианской церкви, руководитель церковной области — епископи́и. Е́ресь — религиозное учение, выступающее против господствующего церковного вероучения. Зави́симый крестья́нин (земледе́лец) — земледелец-общинник, живущий на земле, принадлежащей господину (сеньору-феодалу), имеющий право на пожизненное пользование наделом и ведение собственного хозяйства, но обязанный за это платить оброк и ходить на барщину в пользу своего господина (сеньора-феодала). Зако́н — утверждённое государством обязательное правило поведения граждан, за нарушение которого полагается государственное наказание (штраф, тюрьма и т.д.). Ико́на - христианское изображение (образ) Христа, Богоматери, святых и других духовных сил. Бо́льшая часть икон писалась красками на деревянной доске и должна была передавать не внешнее телесное сходство, а духовное содержание — мысль, чувства. Создавая икону, иконописец надеялся молитвами и чистым образом жизни получить помощь высших сил. Тогда Бог, Богоматерь, святой, которых писал иконописец, сами «водили его рукой», и часть их духовной силы передавалась иконе. Она становилась как бы окном из земного мира в мир небесный, духовный. Молитва, обращённая к иконе, могла быть услышана тем, чей образ она представляла. И в ответ на молитву духовная сила святого устремлялась в земной мир и творила чудо — исцеляла от болезни, отводила вражеское войско от стен города, помогала преодолеть в себе ненависть и злобу.
|
|
|