Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 2. Цивилизация и культура

Образование в Российской Федерации. Обществознание

Приоритетный национальный проект «Образование» состоит из нескольких направлений:

    • стимулирование инновационных программ высшего профессионального и общего образования (в частности, отбор среди всех существующих 30 инновационных вузов, вручение каждому из них гранта в размере до 500 млн руб.; определение 6 тыс. инновационных школ с вручением каждой гранта в размере 1 млн руб.);

    • создание новых университетов и бизнес-школ (двух национальных университетов — в Южном и Сибирском федеральных округах, двух бизнес-школ — в Московской области и Петербурге);

    • информатизация образования (в частности, подключение к Интернету 20 тыс. школ; разработка и введение программ дистанционного обучения);

    • поддержка инициативной, способной, талантливой молодёжи (поощрение единовременной премией в размере 60 тыс. руб. 2500 человек — талантливых детей и молодёжи ежегодно; создание базы данных талантливых детей и молодёжи);

    • развитие системы профессиональной подготовки в армии (в частности, создание 100 учебных центров в частях Российской армии);

    • дополнительное вознаграждение за классное руководство в средней школе (доплата классным руководителям полнокомплектных классов 1 тыс. руб. на человека в месяц, всего около 900 тыс. человек);

    • поощрение лучших учителей (поощрение единовременной премией в размере 100 тыс. руб. 10 тыс. лучших учителей ежегодно).

Выполнение проекта вовсе не будет означать прекращение поддержки образования, а приведёт к продолжению намеченной линии в иных государственных программах.

Следует отметить, что политика Российского государства в области образования находится в русле мировых тенденций. Мировое сообщество пришло к выводу, что образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. Во многих развитых странах на него существенно увеличены государственные ассигнования. В развивающихся странах они ниже в десятки раз, причём разрыв с каждым годом возрастает. За счёт образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу.

Отношение молодёжи к образованию

Как бы ни было оснащено образование со всех сторон: законодательной, научно-методической, материальной, кадровой базами, все же получение качественного образования зависит прежде всего от самого обучающегося.

Исследования показали, что российские школьники подросткового возраста, во-первых, воспринимают школу скорее как место времяпрепровождения в компании друзей, а вовсе не как место, где надо учиться. Многими задания выполняются лишь потому, что этого требуют преподаватели, а родители контролируют оценки. Во-вторых, ученики не видят связи между школой и своей будущей жизнью.

В идеале хорошая школа должна сочетать безупречное академическое преподавание с индивидуальным подходом, чтобы обеспечить одновременно и интеллектуальное развитие, и душевную близость. Но на этом уровне работают очень немногие школы.

Но всё же социологи установили, что в последнее время поменялось общественное сознание молодёжи. Так, теперь большинство тех, кто решил получить высшее образование, понимает, что от выбора вуза во многом зависит карьера и соответственно немалое в жизни. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность ещё до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

Выбор вуза выпускниками школ — это не только выбор места учёбы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определённого образа жизни. По данным социологического исследования, мотивы поступления в вуз выглядят следующим образом:

    — заниматься в будущем интеллектуальным трудом — 56%;

    — получить профессию в соответствии с наклонностями — 24%;

    — по настоянию родителей — 9% ;

    — чтобы не призвали в армию — 6%;

    — некуда было идти после школы — 5% .

Подавляющее большинство опрошенных родителей (более 70%) полагает, что при выборе вуза надо учитывать только то, какую специальность в этом вузе можно получить. Местонахождение вуза считают приоритетным менее 30% опрошенных родителей.

    Основные термины и понятия

Школьное образование (общее образование), высшее образование.

    Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте структуру образования в нашей стране. Можно ли говорить о том, что эта структура представляет собой систему? Своё мнение обоснуйте.

2. Какую роль играет в образовании Российское государство? В чём, на ваш взгляд, следует усилить эту роль? А может быть, нужны ограничения его полномочий в образовательной сфере? Своё мнение обоснуйте.

3. Сравните задачи основного и высшего образования.

4. Что такое национальный проект «Образование»? Соотнесите его цели с задачами образования как социального института.

    Практикум

1. Опираясь на материалы параграфа, ваши повседневные знания, обращаясь к общим положениям Закона «Об образовании», сформулируйте существенные черты современного российского образования. При этом обратите внимание на те принципы, на которых образование строится.

2. Подготовьте развёрнутый тезисный план ответа по теме «Современная российская школа: достижения и проблемы».

3. Говорят: «Сколько людей — столько и мнений». Выскажите своё мнение о проблеме отношения молодёжи к образованию, сопоставив свои наблюдения с выводами учебника.

4. Какими, на ваш взгляд, должны быть основные шаги Российского государства в образовании в ближайшие годы? Ответ подготовьте по схеме: цели, задачи, принципы, основные направления, конкретные мероприятия, ресурсы.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru