|
|
|
Глава 2. Цивилизация и культура
Знания и умения в информационную эпохуИнтернет-революцияВ конце XX в. возможности Интернета росли столь быстро, что эксперты заговорили о революции. Интернет-революция означает возможность передавать всё большие объёмы информации с устройства на устройство со всё более высокими скоростью и надёжностью. Особенно популярным Интернет стал у молодёжи, которая получила возможность интерактивного общения при помощи специальных программ. В результате социальной глобализации и интернационализации изменился характер самой научной деятельности, форм воспроизводства научного знания и коммуникации в сообществе. На базе сети Интернет в науке началось образование универсального информационного пространства, в рамках которого преодолеваются междисциплинарные разграничения внутри отдельных отраслей знания; складываются сетевые научные коллективы, происходит обмен научной информацией в профессиональных « виртуальных сообществах ». Интернет даёт возможность получать не только официальную информацию на сайтах министерств, правительств стран, центральных СМИ, но и неформально общаться со всеми пользователями Всемирной паутины. Интернет позволяет использовать базы данных научных и информационных центров по всему миру; информацию, расположенную на сайтах самых разных организаций, в том числе огромного количества образовательных учреждений. Это возможность совместных проектов с учащимися других школ различных регионов нашей страны и зарубежных стран. А ещё — это диалог культур: при данном виде общения пользователи могут не просто познакомиться друг с другом, но и многое узнать о другой культуре. Дистанционное образованиеВ индустриальном обществе потребитель знаний — школьник и студент — двигался к тем местам, где сосредоточены его производители — учёные и преподаватели. Иными словами, из периферии, деревень и малых городов, в центр, крупные города. В современную эпоху широкое развитие получило дистанционное, или дистантное, обучение.
Изменение образовательной ситуации в нашей стране, обусловленное сложными экономическими условиями, когда многие не могут позволить себе переезжать на далёкие расстояния и годами учиться вдали от дома, совпало с объективной исторической тенденцией: в постиндустриальном обществе производители и продавцы знаний передвигаются туда, где находится их потребитель.
С распространением Интернета, а главное, в связи с массовой доступностью компьютеров возникла новая форма образования — дистанционная (e-learning). Её аудиторией выступают две категории граждан: 1) взрослые, обучающиеся заочно, т. е. без отрыва от производства, и 2) дети, по тем или иным причинам не имеющие возможности обучаться в школе. Дистанционное повышение квалификации принято определять как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов-пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования. Студент, заключивший договор с вузом на дистант-обучение, получает комплект учебных материалов — так называемый «кейс». В него входят пособия — лекции, задания, контрольные вопросы, ссылки на дополнительную литературу и т. д. Это могут быть бумажные (книги, учебники, методички) и электронные (DVD-диски, программы, аудио- и видеокассеты) носители информации. Каждый дистант-студент прикрепляется к своему преподавателю-тьютору, который и будет вести его до конца учёбы. Тьютор подскажет, какими пособиями и в какой последовательности следует пользоваться; даст консультацию по самым сложным вопросам; окажет помощь в подготовке к контрольным, зачётам и экзаменам. Ему же студент пришлёт для проверки выполненные контрольные и тесты. Общение между тьютором и его подопечным происходит через Интернет.
|
|
|